Warning: Unexpected character in input: ' in /home/u28816/xn--74-6kca2cwbo.xn--p1ai/www/scripts/addKey.php on line 97 Каменный мост в Багаряке - КАРТА74.РФ
Старинный мост через реку Багаряк.
Расположен в Каслинском районе, в центре села Багаряк.
Расстояние от Челябинска – 135 км, от Екатеринбурга – 130 км, от Каслей – 60 км.
Озёрный край • Багаряк • Координаты: 56°12′14″N 61°29′55″E
Описание
Каменный мост дореволюционной постройки через реку Багаряк — одна из главных достопримечательностей поселка Багаряк, старинного русского поселения, основанного еще в 1688 году.
Мост — это то, на что невозможно не обратить внимание, въезжая в Багаряк. Это одна из немногих исторических достопримечательностей этого древнего поселка, которая не только хорошо сохранилась, но и по-прежнему функционирует.
Мост пятиарочный. Своды и покрытия — всё сделано из камня. Из металла были сооружены только решетки моста. Длина моста около 50 метров, в ширину он небольшой — две машины не разъедутся.
Раньше его называли Белый мост. Но несколько лет назад его выкрасили в голубой цвет. Эта инициатива была встречена местными жителями неоднозначно: кому-то не понравилось, что мост потерял историческую аутентичность, кому-то показался неудачным выбор цвета, а кто-то напротив посчитал, что мост стал выглядеть более жизнерадостно. Так или иначе, это единственное изменение, которое внесли в старинную постройку в наши дни.
Историческая справка
Багаряк до революции был селом достаточно богатым и видным. С середины XIX века село стало центром Багарякской волости. Именно через Багаряк челябинские, каслинские, кыштымские купцы везли товары на знаменитую Ирбитскую ярмарку (одну из самых крупных в дореволюционной России, вторую по товарообороту после Нижегородской). При этом в Багаряке до 1899 года не было моста! Перебираться через реку путникам приходилось вброд. Селу по статусу был необходим хороший каменный мост, который и появился в 1899 году. Строительство моста было предпринято еще и потому, что по старому сибирскому тракту через Багаряк предполагалось провести шоссейную дорогу, правда, этому не суждено было случиться.
Проект моста разработал академик архитектуры Ю. И. Дютель. А строил мост из бутового камня и гранитного плитняка инженер-строитель С. С. Козлов. К слову, эти же два специалиста участвовали в реконструкции Вознесенской церкви в Багаряке в том же 1899 году.
Построили мост меньше, чем за 2 года: осенью отвели русло, а в следующем году летом смонтировали мост. Строили мост буквально всем миром, но главную лепту внесли, конечно, местные крестьяне. Сотнями подвод (лошадей, запряженных в телеги) подвозили камень. Камень вручную шлифовали и отделывали и под руководством инженера Козлова укладывали в многометровое основание.
Любопытно, что в строительстве использовали старинные технологии — в известковый раствор добавляли сырые яйца. По такой же технологии был построен, например, знаменитый Карлов мост в Чехии. Собирали яйца священнослужители (представьте, сколько понадобилось яиц!).
Интересно, что одновременно с Багарякским мостом поблизости были построены еще два аналогичных моста: одноарочный через реку Исеть и двухарочный через реку Синару в селе Юго-Конево.
Мост обошелся по тем временам недешево — в 11 тысяч рублей (для сравнения Юго-Коневский — в 3,5 тысячи), но и вышел на славу — действует до сих пор.
Почему район с центром в Долгодеревенском называется «Сосновским»? Дело в том, что когда-то центром района был посёлок Сосновка (ныне в составе Челябинска). В 1935 году, при переносе «районной столицы» в Долгодеревенское, район несколько месяцев носил название «Долго-Деревенского», но по указанию ВЦИК РСФСР был снова переименован в «Сосновский».
30.09.2009 Старт космического корабля «Союз ТМА-16» с экипажем в составе: командира корабля, уроженца Челябинска, Максима Сураева; бортинженера Джеффри Вильямса; клоуна Ги Лалиберте.
На странице Все туристические отчёты можно выбрать отчёты по популярности (числу просмотров), дате событий отчёта, тематической метке (тегу), рейтингу, дате размещения или в алфавитном порядке.