Warning: Unexpected character in input: ' in /home/u28816/xn--74-6kca2cwbo.xn--p1ai/www/scripts/addKey.php on line 97 Азяш-Уфимский завод Демидова - КАРТА74.РФ
Развалины железоделательного завода XVIII века. Объект историко-культурного наследия.
Расположены к западу от Кыштыма, на берегу реки Уфа, южнее Долгобродского водохранилища.
Расстояние от Челябинска — 114 км, от Екатеринбурга — 172 км, от Кыштыма – 30 км.
Озёрный край • Кыштым • Координаты: 55°42′46″N 60°3′54″E
Развалины Азяш-Уфимского завода уникальны тем, что это в чистом виде памятник истории XVIII века. Другие уральские заводы, появившиеся в то время, с течением времени претерпели множество реконструкций и в результате изменились до неузнаваемости. Здесь же можно соприкоснуться с нетронутой стариной более чем двухсотлетней давности.
Останки завода расположены на реке Уфа, чуть ниже Долгобродского водохранилища, недалеко от того места, где в Уфу впадает небольшая река Шигир. Ориентиром можно считать Шигирские сопки, хорошо заметные издалека.
История
История завода начинается в 1759 году, когда крупный уральский промышленник Никита Демидов получил разрешение на строительство нового чугуноплавильного и железоделательного завода. На тот момент Демидов уже владел Шайтанским, Каслинским, Верхне- и Нижнекыштымским заводами.
Интересно, что в архивных документах завод значится как Азяш-Уфимский (Азяш — приток Уфы). И этот факт вызывает у исследователей вопросы. Заводы в то время было принято называть по рекам, на которых они построены. Поэтому этот завод логичнее было бы назвать Шигирским или Шигир-Уфимским, поскольку он построен близ устья реки Шигир. По одной версии, в документы вкралась банальная неточность. По другой, завод действительно собирались строить на Азяше и зарегистрировали именно это местоположение, но затем было выбрано более подходящее место. Есть также версия, что путаница с названием умышленная, якобы это связано с налоговыми махинациями Демидова.
Стройка тянулась медленно: во-первых, не хватало рабочих рук, во-вторых, Демидов лишился прежнего расположения власти. Нужно отметить, что эти места в те времена были еще более дремучими, чем сейчас. В глухой тайге нужно было сначала проложить дороги, отстроить плотину, производственные корпуса, вспомогательные сооружения, а затем и поселок. И когда работы были почти завершены, грянуло пугачёвское восстание. В 1774 году башкиры, принявшие сторону Пугачёва, сожгли завод. Есть другая версия, по которой они делали это не из ненависти к власть имущим, а по прямому указанию императрицы Екатерины II.
Восстанавливать разрушенный завод Демидов не стал. По одной из версий, он счел это нерентабельным. По другой, более криминальной, Демидов опять-таки прокручивал финансовые аферы втайне от государства и с самого начала вёл строительство завода «для отвода глаз». Так или иначе, получилось, что завод просуществовал всего 14 лет. При этом нет никаких сведений, чтобы он когда-то начинал работать. Однако именно недолгая жизнь Азяш-Уфимского завода сделала эту достопримечательность уникальной — ведь если бы он просуществовал дольше, то он бы перестраивался, реконструировался. Мы же имеем возможность лицезреть нетронутые останки завода в первозданном виде, пусть и покалеченные пожаром.
Удивительно, но долгое время такой уникальный объект был предан забвению. «Открытие» развалин Азяш-Уфимского завода произошло только в середине 1990-х, когда его исследовали челябинские археологи во главе с Сергеем Боталовым. После этого, здесь были установлены две таблички, извещающие, что это памятник истории и архитектуры, находящийся под охраной государства.
Что осталось от завода
Территория, принадлежавшая заводу, сильно заросла деревьями и кустарником, однако разглядеть останки завода можно. Лучше всего сохранилась заводская плотина. Она представляет собой земляной вал высотой около девяти метров. В дамбе есть три отверстия, через которые вода подавалась в напружные каналы. Плотину облюбовали очень красивые березы, осины, сосны, пихты.
Кроме плотины, можно увидеть деревянную клеть фундамента завода (здания заводов тогда строились на бревенчатом фундаменте). Есть и останки доменных печей, и другие кирпичные сооружения, притом кирпичи удивительно большого размера. Встречаются разнообразные металлические конструкции, среди которых особое внимание привлекает огромная железная балка. Есть возможность найти и мелкие предметы типа кованых гвоздей. И это не всё, что осталось от Азяш-Уфимского завода. Большую часть производственной территории поглотил лес, притом заболоченный. Вероятно, если выкачать воду, появится еще больше интересных находок.
Как доехать до Азяш-Уфимского завода
Самый популярный путь — через поселок Большие Егусты, (до него можно доехать либо из Кыштыма через поселок Слюдорудник, либо обогнув озеро Увильды). От Больших Егустов до деревни Куватал, затем от Куватала на север по труднопроходимой дороге (машину лучше иметь соответствующую) до Шигирских сопок.
Другой путь — через Долгобродское водохранилище: из Кыштыма мимо поселка Слюдорудник по проселочной дороге на Нижний Уфалей до насосной станции. От станции на лодке по Долгобродскому водохранилищу, либо зимой по льду (но под снегом удастся увидеть не всё).
О месте развалин извещают две металлические таблички. Неподалеку есть место для стоянки. Останки завода расположены по обе стороны реки.
Когда в 2010 г. монумент «Сказ об Урале» во второй раз нарядили в костюм Деда Мороза, был поставлен мировой рекорд, попавший в книгу рекордов России. Кафтан, надетый на памятник, стал самым большим кафтаном Деда Мороза в России. Размеры костюма, если перевести на человеческие мерки, составляют: размер шубы — 300, размер головного убора — 280, длина кафтана — 8 метров. Для такого пошива использовалось 30 тысяч метров нитей, 100 метров красного бархата, 50 метров искусственного меха и 150 метров синтепона. На время акции памятнику прикрепили 74-метровую бороду (74 символизирует код региона)