Warning: Unexpected character in input: ' in /home/u28816/xn--74-6kca2cwbo.xn--p1ai/www/scripts/addKey.php on line 97
Булзи - Населённые пункты - КАРТА74.рф
Вы здесь:   Главная » Туристические объекты » Населённые пункты » Булзи

Подробная карта туристических объектов

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Булзи

Объекты каталога в этом регионе области:

Туристические объекты
Природные богатства
Отдых и здоровье
Спорт
Рыбалка и охота

Булзи

Герб Каслинского района
Село в Каслинском районе Челябинской области.
Расположено к северо-востоку от райцентра, города Касли, на берегу реки Синара.
Расстояние от Каслей – 30 км, от Челябинска – 120 км, от Екатеринбурга – 100 км.

Озёрный край • Координаты: 56°4′42″N 61°5′5″E • Просмотров: 8774

История поселения

Село было основано в середине XVIII века государственными крестьянами, по преданию на покинутом стойбище «киргиза» — башкира Булзи. С 1782 года село являлось центром волости. В 1841 году была построена церковь в честь Сретения Господня с приделами Покрова Пресвятой Богородицы.
На 15 мая 2002 года в селе Булзи Каслинского района Челябинской области проживало 1.096 человек, в том числе служили в Российской Армии – 8 человек, находились в заключении – 17 человек.

Село Булзи расположено по берегам небольшой речки Синары, которая делит его на две части: правая сторона по течению — село Булзи, левая — Горбуновка (или Малые Булзи). В свое время в округе были и более мелкие поселения: «Свобода», «Челюскин», «Коммуна», «Торфяник» и «Хутор». Булзинские поля граничат с полями сел Тюбук, Шабурово, Огнево, Береговой, Кунашака, совхоза «Никольский» Свердловской обл.

Первые поселенцы

Булзинской церковно-приходской книги не сохранилось. Утеряна, видимо, при объединении Булзинского совета с Тюбукским.
По словам старожилов, селу Булзи в 1931 году исполнилось 365 лет. Не исключено, что село основано в 1710 году. Об этом же свидетельствует родословная булзинцев Поповых, сохраненная в памяти потомков.

Топонимика

Название село «Булзи» получило от имени татарина «Булза», сосланного из Казани за конокрадство («Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии». Издание Екатеринбургской Епархии, 1902 год, типография Ф. К. Хомутова).

Село в советское время

В советские времена успели построить три 2-х этажных дома и один 3-х этажный (построены в период перестройки за счет средств 1957 года). Застроили новыми домами улицы Степана Разина, Школьную, переулок Ст. Разина, ул. Степную, Молодежную и переулок Логовой. С 1 сентября 1995 года строительство домов прекращено.

Великий пожар

В 1911 году был страшный пожар в селе. Привез работник сено, поставил телегу во дворе и ушел в избу. Телега была на деревянном ходу, на ось накрутилось сено, и от трения сено воспламенилось. Так как оси колес не были смазаны, они и перегрелись. Когда вышел из дома, сено уже горело. Дул сильный ветер в сторону Булзей. Лошади с бочкой воды не успели подъехать. Улица Романовка запылала, люди еле успевали выскочить из дома и вынести на улицу домашний скарб — как избушки охвачены были огнем.
Такое случилось потому, что у каждого дома на задах были гумна с большим количеством соломы. Во время пожара ветер бросал большие охапки горящей соломы с одного двора на другой и с улицы на улицу.

Пожар перебросился на Барабу (здесь когда-то продавали Барабинские пряники, ныне ул. Октябрьская) и дошел до Нижнего края. Сгорела большая часть села. Пожара не было только в Горбуновке и в центре села. Ветер остановился, пошел дождь, и пожар прекратился.
Люди отстраивались заново. Деревянные домики на 3 окошка с 1912 года существуют до сих пор.

Дом Попова

Интересна судьба дома № 41 по ул. Октябрьской. Его хозяин Попов Тимофей Яковлевич во время пожара схватил только деревянный сундучок с деньгами и ушел с ним к озерку и сидел там, пока не стихнет пожар. Затем он построил кирпичный дом, все «горелки» уложил между стенами. Поставил каменные амбары с подвалами. Дочери поставил деревянный дом. Объединил оба дома одним двором, весь двор выложил гранитными плитами.

Думал отец пожить еще, но быстро скончался. Напился холодного квасу, получил воспаление легких, которое тогда не могли лечить. Дочь в 1929 году выселили и отправили в Ишим, в Булзи она больше не вернулась. Вернулся только ее сын (внук Тимофея Яковлевича) в качестве учителя физкультуры в Тюбукской школе.
В доме размещалось правление колхоза. Двор обезобразили. Позднее в доме проращивали гидропонным методом зерно для цыплят. Пал потолок, прогнил пол.
В 1966 году дом отремонтировали. В нем поселилась семья Поповых и живет до сих пор.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

В центре села на возвышенном месте в 1831 году был заложен, а в 1841 году закончен постройкой и освящен каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Булзи. Смотрел храм на полуденную сторону. Предки наши вложили в него свою силу и душу.

С какой бы стороны ни подходил к селу — в первую очередь видишь церковь. Церковь — прекрасный памятник средины Х1Х века, имеющий 3 престола. Поэтому в Булзях отмечаются 3 престольных праздника: 15 февраля — Сретение, 3 июня — Царь Константин и 14 октября — Покров Святой Богородицы.
После Революции в 30-е годы началось разграбление церкви. Из икон готовили бочки, детские кроватки. Большой колокол увезли в Касли на литье. Поповские наряды унесли в сельский клуб, ими пользовались самодеятельные артисты.

Церковь превратили в зерносклад. Жестокому разрушению подвергли здание в 1965-1985 годах. Росписи на стенах обезобразили, жгли костры внутри церкви. С крыши сорвали железо, растащили по кирпичикам ограду, выломали полы… Сейчас храм восстанавливается.

Быт булзинцев

Крестьянская изба обычно состоит из одной комнаты, сенок и чулана. При входе в комнату направо — кровать, над ней полати («2-й этаж» дома) — здесь спали дети. В передней части домика — стол, иконы, позже появился диван. Налево — печь. Небольшая перегородка отделяет от жилой комнаты кухню. На кухне — шкаф для посуды, на стенках и перегородке — полочки. В потолке — металлический крюк или петля для «очепа», куда подвешивается детская люлька. Везде занавески.

Старые люди отличались чистоплотностью и степенностью. Посуда была вначале глиняной, потом чугунная, эмалированная, а в последнее время — алюминиевой.
В старину были в Булзях и дома-пятистенники. В них кухня располагалась посреди дома — на середе. Говорили: где лежит что-то — на середе. Полки здесь тоже были.
Полы в доме не красили. Каждую субботу его мыли с речным песком, драли березовыми вениками — голиками. Пол становился от этого желтым, а дом — обихоженным. Хозяйку такого дома называли обиходницей, т.е. чистоплотной. Стены в доме были не крашеными, их тоже мыли с песком и веником. Тоже и потолок.

Пол в доме застилали половиками. Зимой ткали изо льна половики, полотенца с узорами. В приданое девушкам готовили половики, перину, подушки.
Ткацкий станок имела почти каждая состоятельная семья. В семьях было по 7-9-12 детей. Спали они на полатях, под кроватью и даже под ткацким станком.

По праздникам и в воскресные дни ходили булзинцы в церковь. Строго соблюдали все праздники, в гости ездили на лошадях и к себе звали. Стряпали пироги, пельмени, шанежки, ставили брагу, водили хороводы, провожали в армию, играли свадьбы со всеми принятыми тогда обычаями и обрядами.

Иногда, из-за бедности или наличия дефицита товаров, несколько человек по очереди венчались в одной и той же рубашке. Многие жили бедно, хотя и трудились с утра до вечера. Но жили, растили детей, в детдом их не сдавали — честь семьи строго соблюдали и берегли.
Сами валенки (пимы) катали. Зимой ездили в Екатеринбург на своей лошади. Что-нибудь перевозили (Попов Василий Алексеевич), подушную подать платили, золото мыли (Глазырин Спиридон).

Хлеб сами пекли, калачики, шаньги. Все было вкусным и ароматным.

Интересны диалектные особенности языка булзинцев

Пошто — почему,
Пимы — валенки,
Тюричок — катушка ниток,
Шары — глаза,
Сарь, сарица — царь, царица,
Каменка — печка в бане,
Играт, делат — играет, делает,
Баю — говорю,
Койвадни – 3 дня назад,
Деятса — делается,
Ночесь — ночью,
Другорядь — другой раз пришел и т. д. 
Часто употребляется «от» — (я-от ходил), «г» — взрывное. Булзинцы окают, говорят быстро. Говор похож на Вологодский. Видимо, оттуда переселялись первые люди. Их говор и лег в основу произношения.

Составлено В. П. Поповой и Ю. С. Поповым по воспоминаниям пожилых людей.

НОВЫЕ ФОТОГАЛЕРЕИ ЭТОГО НАСЕЛЁННОГО ПУНКТА
» Пейзажи Айдыкуля
Вежливый Человек, 30.08.2015. Объектов в галерее: 5 • Просмотров: 118459 • Рейтинг: 4
» Тайна Булзинского храма
Светланка (администратор портала), 15.04.2013. Объектов в галерее: 18 • Просмотров: 29118 • Рейтинг: 2
НОВЫЕ ВИДЕОГАЛЕРЕИ ЭТОГО НАСЕЛЁННОГО ПУНКТА
К сожалению, пока не добавлено ни одной галереи.
RSSНОВЫЕ СТАТЬИ ОБ ЭТОМ НАСЕЛЁННОМ ПУНКТЕ
» Тайны старинных зданий Челябинской области
Лидия Садчикова, 15.07.2016. (Туристические объекты)
» Каким будет лето 2016 в Челябинской области?
Алёна Лайер, 22.04.2016. (Отдых и здоровье)
RSSНОВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЭТОМУ НАСЕЛЁННОМУ ПУНКТУ
К сожалению, пока нет ничего, связанного с этим населённым пунктом.
RSSСВЕЖИЕ ОТЧЁТЫ ОБ ЭТОМ НАСЕЛЁННОМ ПУНКТЕ
» Мини «Золотое кольцо» Южного Урала
Светланка (администратор портала), 06.11.2013. (Туристические объекты)
RSSСВЕЖЕЕ В ФОРУМЕ РАЗДЕЛА
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Памятник "Тыл - Фронту" в МагнитогорскеПамятник «Тыл — Фронту» в Магнитогорске — это часть триптиха (трех монументов, объединенных общей темой), в который входит знаменитая волгоградская «Родина-Мать Зовет» и «Воин-Освободитель» из берлинского Трептов-парка.
ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
Иван Денисович Соболев23.08.1908
В этот день родился Иван Денисович Соболев (1908–1981), уральский геолог, автор карт Урала, уроженец поселка Бреды. Под его редакцией составлены и изданы региональные геологические и специализированные карты: «Геологическая карта Урала», «Карта магматических формаций Урала», «Тектоническая карта Урала» и другие.
ПОЛЕЗНЫЙ ФАКТ О ПОРТАЛЕ
Под каждым авторским материалом (статьёй, отчётом, галереей) есть возможность задать вопросы автору, обсудить прочитанное и увиденное.
ГОЛОСОВАНИЕ НА ПОРТАЛЕ
Мужики, которые ходят на зимнюю рыбалку, они вообще нормальные или нет?
 Нормальные
 Ненормальные