| PDA-версия Карта портала Реклама на портале О проекте |
|
|
|
|
|
СВЕЖИЕ НОВОСТИ
Вы здесь: Главная » Туристические объекты » Статьи » В дебрях неизведанного, или взгляд во мглу |
В дебрях неизведанного, или взгляд во мглу

Раздумья о леших
«Лесной дух, хозяйничающий, по народному преданию, в лесах… Когда леший идет по лесу дозором, при его приближении шумит лес и трещат деревья. Он поет голосом без слов, бьет в ладоши, свищет, аукает, хохочет, смеется… Расставаясь с лесом, он бесится, ломает деревья и разгоняет всех зверей по норам… При наступлении зимы проваливается сквозь землю, исчезая на целую зиму, а весной опять выскакивает из земли…»
Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. «Словарь», 1896 г. (Статья «Леший»).
Детство мое прошло в Айлино. Помню убогую деревню, свою бабушку Бисерову Наталью Осиповну, которая
Рубил
— Боже мой! Леший!..
Леший немного постоял, неторопливо развернулся и пошел в глубь корабельного леса. Дедушка еще долго наблюдал, как мелькал его высокий, мощный силуэт среди огромных, прямых, как пасхальные свечи, мачтовых сосен.
— Бабушка, а видел дедушка у лешего рога, копыта, хвост? — с детской наивностью спросил я.
— Леший — не черт. У него нет рогов, хвоста и копыт. Он шибко похож на большого мужика, только весь волосатый и ходит без одежи.
Трудно сказать, поверил ли я тогда бабушке, но твердо запомнил, что домовой живет в доме, водяной — в воде, черт — возле жилья, а леший — в лесу, там его место обитания. От того он и леший, то есть лесной.
В те далекие от наших дней годы встречи с лешими, домовыми, водяными, оборотнями, ведьмами, летавшими по ночам на метлах или голиках, не вызывали удивления. Люди верили в них, как в обычные вещи. И дедушка, наверное, тоже не сомневался в лешем, вряд ли задумывался над встречей с ним. Да и время для размышлений было самое неподходящее. Вскоре началась первая мировая война, затем гражданская. В 1919 году колчаковцы мобилизовали Петра Дмитриевича Бисерова в обоз, и вскоре он скончался в тифозной больнице в Новониколаевске (теперь город Новосибирск). Дедушка не дожил и до 40 лет. Я его никогда не видел и знал о нем только по рассказам бабушки.
Добавлю к сказанному, что до революции айлинские мужики лес на дрова валили на Чулковой горе за Воскресенским монастырем и речкой Иструтью. Заготовку вели летом, а зимой, когда Ай замерзал и устанавливался снежный покров, дрова санной дорогой развозили по домам. Теперь Златоустовского Воскресенского Единоверческого (православно-старообрядческого) мужского монастыря нет, а на его месте стоит небольшой поселок Иструть, названный по чистенькой горной речушке. Там и встретил Петр Дмитриевич лешего.
После 1948 года прошло много лет. И вот в 1970 году
Перед войной С. И. Нестеров работал старшим конюхом на Саткинском метзаводе. Тогда домны работали на древесном угле, поэтому завод держал много лошадей. В 1940 году Степан Иванович занимался заготовками сена для заводских лошадей на озере Зюраткуль возле Малого кыла и Москаля. Тут он и увидел высокое волосатое существо, которое вскоре скрылось в кустах.
Было раннее утро. Степан Иванович не успел, как следует рассмотреть его, не заметил, что стан был прямой, морда, как у человека, но волосатая, плечи широкие, но чуть-чуть сутулые, походка ровная. Существо, видимо, следило за балаганом, в котором спал; рабочие, подходило к нему, но собаки учуяли, подняли лай. Больше его Степан Иванович не видел.
Но больше всего сведений о незнакомом существе я получил от айлинского пастуха Сергея Егоровича Шерстобитова. К сожалению, его уже нет в живых. Нельзя сказать, что С. Е. Шерстобитов его хорошо рассмотрел, изучил, но в его рассказах много подробностей и тонких, любопытных наблюдений. А
С Сергеем Егоровичем я был хорошо знаком. Он мне даже приходился дальним родственником. Но дело не в этом. К тому времени я уже долгие годы занимался активным туризмом, часто путешествовал по Уралу, узнал много нового, занимательного. Вот он и обратился ко мне за разъяснениями о своих встречах с незнакомым страшилищем. Но я ему ничего не объяснил, хотя и предполагал, что это мог быть снежный человек. И вот почему.
В конце 50-х — начале б0-х годов в печати появились несколько сообщений о встречах со снежным человеком. В это же время вышла книга английского исследователя Ралфа Иззарда «По следам снежного человека». Я ее читал. Однако в этой книге про Южный Урал не было сказано ни одного слова. Портреты же снежного человека и лешего сходились. А потом о снежном человеке забыли на долгие годы. Поэтому я ничего не сказал о своих догадках Сергею Егоровичу. Наверное, не только ему, но и многим моим знакомым такое предположение показалось бы не просто необоснованным, а вообще химерным.
В 60–70-х годах Сергей Егорович пас гурты совхозного коровьего молодняка в районе Нургуша и Березяка. Места те тихие, лесные, горные, но это вовсе не райские кущи. В густых зарослях и сырых болотах в изобилии бродят лоси, шалят медведи, пугая добродушных телочек и доверчивых бычков и иногда загоняя их в непролазные топи. Леса там уремные, таежные, наполненные комариным звоном, хотя и нельзя сказать, что дикие, первобытные, так как древостой повсеместно побывали под вырубками. Но людьми посещаются редко: летом бывают иногда ягодники, грибники да лесорубы, а весной, осенью и зимой — полное безлюдье на десятки верст окрест от Сибирки до Тюлюка.
Вот тут и повстречался Сергей Егорович с незнакомым существом летом 1972 года.
Утром, когда Шерстобитов раздувал костер, чтобы согреть чай, ему показалось, что в кустах
Через несколько дней Шерстобитов заметил, что в его балагане
Места на Березяке малиновые. Малинники занимают огромные площади. Слияние двух Березяков — Малого и Большого — так и называют «Малиновым углом».
Однажды ночью Сергей Егорович слышал шорохи рядом с балаганом. Собака проурчала, но лай не подняла и на волю не пошла. Утром огневище костра оказалось разметанным, угли остыли, а на земле остался четкий, вдавленный и очень крупный отпечаток босой человеческой ноги. Спутать было нельзя. Он явно не походил на медвежий — не было когтей, да и форма ступни не та. И еще парадокс —
Встречи с волосатыми существами, издали похожими на людей, происходили и в других местах. Например, в Немецких степях, расположенных за озером Зюраткуль, между Нургушом и Уреньгой. Степи представляют собой обширные лесные поляны (горные луга) с разнотравной растительностью и с верховыми болотами. Иначе Немецкие степи называют Большекыльскими водораздельными болотами и торфяниками. Они раскинулись в верхнем течении речки Большой кыл и у западного подножья хребта Уреньги. Горные луга используются как сенокосные угодья. В степях обильно растет дикий прямой лук. К середине лета листья-стрелки этого лука становятся жесткими, твердыми, непригодными в пищу. Покосники замечали в Немецких степях
Есть и другие косвенные доказательства существования леших в Саткинском районе.
В Сатке бытует легенда о Казымовской горе. Пошли
До сих пор в народе еще живы поэтические предания, в которых главными действующими лицами выступают персонажи из русской мифологии и дохристианских (языческих) религий. По словам Егора Егоровича Кутузова, старожила Катавки, в Гелином долу (долине речки Буланки, выше моста от дороги между Катавкой и Рудничным) ходит леший и бывают привидения. В Чертовом долу (долине реки Юрюзани на участке между устьем речки Буланки и бывшей деревней Петропавловкой) водятся черти, которые кричат по ночам. Бакальский краевед Е. П. Трофимов в статье «Быт, нравы, обычаи и обряды Старого Бакала» (газета «Саткинский рабочий», 1989 г.) тоже упоминал о леших: 1) «Так, по представлениям обывателей Рудничного, в лесу жил леший, хохотавший над заблудившимся человеком и заставлявший его плутать там, где, казалось, трудно заблудиться; 2) «Считалось, что домовой тешится, леший заводит, водяной топит, ведьма могла корову выдоить».
Есть ли реликтовые гоминоиды в саткинских горах и лесах? Мне кажется, что есть. И убежище они могут найти. Почему же я их не видел? Наверное, потому, что не ставил перед собой такую задачу, или просто они не попадались мне на пути. Своими же соображениями я решил поделиться не для того, чтобы
О снежном человеке, НЛО и ноевом ковчеге
Снежный человек — пилот НЛО-гуманоид. Сущность снежного человека противоречит данным современной биологии. В рамках биологии понять этот объект нельзя, необходимо привлекать пришельцев из космоса, астральные силы, объясняя тем самым непонятное через еще более непонятное.
В. Б. Сапунов, «Снежный человек: разгадка тайны близка?»
Рассказ «Раздумья о леших» я написал осенью 1989 года. Материалы о снежном человеке накапливались в течение многих лет. Я обобщил их и сделал окончательный вывод — реликтовые гоминоиды должны быть в Саткинском районе. В первоначальном (сокращенном) виде рассказ послал челябинскому исследователю-криптозоологу Николаю Павловичу Авдееву, который несколько лет подряд искал леших в Тюменской области. Коми АССР и возле поселка Новогорного, что около Кыштыма.
29 июля 1990 года экспедиция Н. Авдеева прибыла в Сатку. Я указал на карте места возможного обитания реликтовых гоминоидов, и исследователи сразу же отправились в саткинские леса и горы. В тот же вечер по прибытию в один из указанных районов они встретили маленького лешонка, у которого ноги были словно ходули. Потом встречи с лешими повторились. Однажды снежный человек бросал в них камнями. Видели его на близком расстоянии. Замечено, что лицо чистое, темное, ноздри крупные, глаза большие, ушей не видно — заросли густой шерстью. Его рост был не менее трех метров. Довольно часто члены экспедиции находили лежки, где отдыхали лешие, крупные отпечатки босых ног, попадались шерсть, даже помет, необычно загнутые березы, которыми, по предположению Н. Авдеева, лешие метили свою территорию. Не раз по ночам исследователи слышали таинственные шорохи. Это вокруг их лагеря бродили гоминоиды, и в темноте раздавались их громкие, резкие крики: «Эй!» Еще находясь в Чертовом долу, экспедиция заметила определенные странности, происходившие в этой местности: непонятные горные шумы, неизвестно откуда исходившие, неожиданно появлялось чувство страха, тревоги, то вдруг часы ни с того, ни с сего начинали забегать вперед. Встречались и исчезающие (теряющиеся) ландшафты. Как это понимать? Пошли, допустим, члены экспедиции в одну сторону — встретилось болото. Стали возвращаться обратно по этому же пути — болота нет, а вместо него поднялся незнакомый густой лес. Люди и раньше замечали в Чертовом долу
Постепенно экспедиция переместилась в район Березяка и Нургуша. Признаки пребывания леших опять повторились. Именно на Нургуше леший бросал в них камнями. Но и тут странные явления не прекратились, а потом к ним добавились НЛО, которые стали появляться в ночном небе над каменными вершинами Нургуша и Ягодных гор. Члены экспедиции определили район посадки одного НЛО и обследовали его. На месте приземления они обнаружили три большие вмятины на земле, оставшиеся, видимо, от опор летательного аппарата. Тут же нашли куски
Следует сказать о странностях на Нургуше особо. Если можно так выразиться, здесь скрестились интересы трех цивилизаций — гомо сапиенс (современного человека разумного), реликтового гоминоида (снежного человека, тупиковой ветви первобытного человека) и внеземных цивилизаций (пришельцев или инопланетян). У всех свои интересы. Зачем НЛО кружат над Нургушом? Это нам неизвестно. Почему гоминоиды освоили Нургуш? Видимо, это их меченая территория, природное убежище под здешним солнцем. Мы же, разумные люди, всегда считали своим жизненным пространством весь земной шар.
Некоторые читатели не знают, откуда появилось понятие снежный человек. Ведь есть другие, не менее выразительные термины — леший, шурале (по-татарски и по-башкирски лесной дух), пан, сильван, йети, алмас, чучунаа и др. Впервые поисками загадочного йети всерьез занялись английские и новозеландские путешественники вместе с непальцами в Гималайских горах среди снегов и ледников альпийского пояса, где были обнаружены эти следы. От английского слова «сноумен» (абсолютно точно переводится как снежный человек) и в советской (теперь российской) публицистике укоренился этот заморский термин. Понятие реликтовый гоминоид около 30 лет тому назад ввел советский ученый Б. Ф. Поршнев. Наименование это чисто условное.
Отдельные скептически настроенные читатели могут подумать: «Ну, Чернецов, ударился в брехню!» Но дело в том, что помимо экспедиции Н. Авдеева, полеты НЛО наблюдали челябинские туристы школы № 1. Кроме того, ночные странствования НЛО по саткинскому небу не раз лицезрели жители Черной речки (ПСХ АО «Магнезит»), Западного микрорайона, видели летающие тарелки в Сатке над щебзаводом, над новыми цехами АО «Магнезит», над магнезитовыми рудниками, карьерами и отвалами, в Единовере, Чулковке, Сулее, Бердяуше, на Порогах (в месте слияния Сатки с Аем), над башкирскими деревнями Асылгужино, Еланлино, Лаклы (Кигинский район).
Несколько раз НЛО наблюдали в поселке Магнитке дети местных дачников. Гигантская летающая тарелка светло-алюминиевого цвета с освещенными иллюминаторами и огнями по бортам неожиданно появлялась
«Чудеса» в Магнитке случаются в сумерках или ночью. Неожиданно в потемневшем небе появляются серебристо-алюминиевые летающие тарелки. Как правило, они «выруливают» со стороны озера Зюраткуль и одноименного хребта. В 1992 году магнитский дачник Федор Степанович Нестеров трижды наблюдал полеты НЛО в небе над Магниткой. «Тарелки» бесшумно планировали над Школьной горой и исчезали за Магнитским взлобком в направлении Черной речки и Большой запани. НЛО действительно походили на перевернутые столовые тарелки или вращающиеся диски (юлы). Федор Степанович отчетливо видел освещенные окна-иллюминаторы и сигнальные огни по бортам. Замечал он в окнах-иллюминаторах
Мне тоже однажды довелось увидеть НЛО — в августе 1990 года над озером Зюраткуль. Правда, видимость была неважная: над озером стояла
Опираясь на сведения, изложенные в этом спецвыпуске, я понял, что НЛО заправлялся зюраткульской водой путем всасывания ее через луч. В дайджесте об этом сказано следующим образом: «Возможен метод (передвижения НЛО), сходный с реактивным, но бесконечно быстрый, со скоростью, теоретически приближающейся к скорости света. При этом в реакторе должно осуществляться не расщепление, а скорее слияние атомов. Для реакции необходим лишь сам сплавляемый материал и вода. Это согласовывалось бы с отчетами о замеченных НЛО, набирающих воду из внутренних водоемов». Выдержка взята из книги Чарлза Берлица «Бермудский треугольник». Вот ведь что получается!.. Оказывается, знлонавты по достоинству оценили чистую зюраткульскую воду…
Заправившись водой, НЛО поднялся над озером и по горизонтальной прямой направился к Лукашу и вскоре исчез за Нургушом.
Право же, не всем легко привыкнуть к сказанному. Но надо эту информацию переварить спокойно, не обвиняя оппонента загодя в пустословии, лжи и подлоге и не впадая при этом в нервный транс. Западный мир давно привык к сенсациям, даже спорным. Пришло время и нам уживаться в цивилизованной колее, привыкать к плюрализму мнений, к свободной мысли и большому откровению, от коих нас долгие годы оберегали, отлучали и постепенно превращали в обыкновенных болванов, идейных дистрофиков и тупых невежд.
Экспедиция Н. Авдеева достигла своего — она встретилась со снежным человеком. Таким образом, мои прогнозы или гипотезы, высказанные в «Раздумьях о леших», полностью оправдались. Удалось и сфотографировать реликтового гоминоида.Саткинцы, как и многие южноуральцы, не раз наблюдали полеты НЛО в ночном небе. В их существовании тоже нет сомнений. Но тайны леших и летающих тарелок еще не раскрыты, и их разгадку ищут ученые.
Первый в мире снимок снежного человека с очень близкого расстояния сделал сам Николай Авдеев. Случилось это в горно-таежных дебрях Южного Урала. В интервью журналисту А. Полушкину он рассказал некоторые подробности, как это было: «В полдень по звериной тропе вышел к большому бурелому, решил: обойду и вернусь к лагерю. Но не успел сделать даже нескольких шагов, валежник впереди меня зашевелился, из него поднялась серая волосатая фигура. Огромный, под три метра ростом, гоминоид замер, еще через мгновение ринулся в мою сторону. Унося ноги, я спасал единственный сделанный фотокадр». Естественно, Николай Павлович и мне подарил фотографию уральского лешего. Снимок реликтового гоминоида был показан в программе «Время» Центрального телевидения СССР. 27 октября 1990 года он попал на страницы «Комсомольской правды», а 9 ноября того же года — в газету «Комсомолец» (гор. Челябинск). Затем он появился в других советских газетах и журналах, а вскоре «портрет» южноуральского реликта перепечатали многие популярные зарубежные издания. Значит, снежный человек — не легенда. Как будто сомнений не стало — леший существует.
Но в этом сенсационном открытии угадывается еще одна большая тайна. Ее отметил Н. П. Авдеев в том же интервью А. Полушкину: «Вокруг хозяина тайги ходит немало легенд. Так одна из них о том, что гоминоида постоянно сопровождает НЛО. Николай Авдеев нынешним летом сумел сфотографировать несколько неопознанных объектов. Выезжавшая на место группа членов челябинской комиссии по аномальным явлениям также получила несколько снимков объектов и даже попала в зону так называемого электромагнитного воздействия, натолкнулась на след снежного человека и «…Какая между ними связь? Пока неизвестно. Но эта связь прослеживается закономерно и вполне синхронно: где НЛО, там и следы снежного человека. Право же, все это не так просто и к такому выводу нелегко привыкнуть.
Разговорившись с Н. А. Авдеевым и его спутником по экспедиции Сергеем Шишковым об НЛО, я невольно познакомил их с одной саткинской и бакальской легендой о таинственном колесе, которое сломалось на Суке. Суть этой легенды или рассказа очевидцев такова. Случилось это примерно в 1947 или 1948 году. Жителями Сатки и рабочими Бакальских рудников был замечен
Но некоторые саткинцы и бакальцы рассказывали по этому поводу вовсе невероятную и совершенно другую историю. По их словам, на Средней Суке никогда не разбивался инопланетный корабль, а были найдены остатки Ноева ковчега (или большой морской ладьи), прибывшего сюда из далекой Месопотамии (Двуречья) с разными живыми тварями на борту после всемирного потопа, случившегося в 3266 году до новой эры. Первые русские летописцы начинали изложение истории России с повторения библейского мифа о том, как после всемирного потопа потомки Ноя и его сыновей расселились по всей земле, разделившись на 72 языка. Отпрыски младшего сына Ноя — Иафета поселились в Восточной Европе. Таким образом, люди заселили Южный Урал совсем недавно — около 5 тысяч лет тому назад. Краткий миг в истории Земли!.. Во всем христианском мире считалось, что остатки Ноева ковчега (ладьи) покоятся
Библейский миф о Ноевом ковчеге Н. Авдеев и С. Шишков пропустили мимо ушей. Да и мне самому эта легенда казалась неправдоподобной. А вот рассказ о погибшем НЛО их взволновал, и они попросили меня показать дорогу к Луковой ложбине. Пришлось выехать к подножью Суки. На 1682 километре от Москвы и 197 километре от Челябинска автомагистрали Самара — Уфа — Челябинск я указал им тропинку, ведущую на гору Малую Суку, к вершине Средней Суки и в Луковую ложбину.
Каков же итог поисков Н. Авдеева и С. Шишкова? Нашли ли они обломки «сломавшегося колеса» или остатки легендарного Ноева ковчега? Это мне неизвестно, так как поднимались на гору они несколькими днями позднее, а в конце августа экспедиция Н. Авдеева завершила свои работы в саткинских горах и лесах и вернулась в Челябинск. О поисковых работах Н. Авдеева очень интересную статью написал журналист Ю. Емельянов. Она называется «Загадки Чертова дола» и напечатана в газете «Челябинский рабочий» за 2 октября 1990 года. О восхождении же на Среднюю Суку и в Луковую ложбину в ней не сказано ни слова. Опять загадка…
В таежных урманах
Лесовик, лешак, просто лес. Он — душа леса. Леший широко распространен. Живет преимущественно в еловых лесах. Лешие буйны 4 октября — праздник, что-то вроде дня лешего.
С. В. Максимов, «Нечистая, неведомая и крестная сила», 1903 г.
Эту удивительную историю слышал в 1989 году житель города Сатки Михаил Ситяшенко от одного бакальского начальника. Мне же он ее пересказал в марте 1991 года. А дело было так.
Любил этот начальник охоту. В августе, когда уже поспели предосенние грибы, он с двумя товарищами поехал в лес, чтобы побродить по окрестностям Нургуша. Свою «Волгу» серого цвета начальник оставил у знакомых в Меседе, а к Нургушу, до которого было не менее 12–15 километров, они пошли пешком.
— Осторожнее, мужики! Здесь медведь ходит!..
Голос басил, был старческий, неприятный, будто исходил из прокуренной крепкой махоркой мужской глотки. Мужики вздрогнули, оглянулись. В чаще стояла древняя старуха с большими, зелеными, болотного цвета глазами, подернутыми белесой поволокой. Взгляд глубокий, но неясный, затуманенный. Старуха была одета в длинный сарафан старинного покроя и жилет тоже серовато-болотного оттенка. Голова была убрана платком, завязанным на затылке в плотный узел. Возле висков, ушей и на шее выбивались грязными пучками пряди седых, нечесаных волос. Не волосы, а
— Садись, бабушка, с нами, угощайся! — пригласили ее мужики и заторопились, освобождая место за «столом».
Пока они пересаживались, старуха исчезла, будто ее и вовсе не было. И главное, не было слышно шагов, треска хвороста под ногами, шорохов. Без звука пришла, без звука и удалилась. Словно привидение… Как сквозь землю провалилась.
«Какая неприятная, подозрительная старуха! Ну прямо Баба-Яга! Лет сто будет ведьме! Даже жуть берет!..» — подумал про бабку начальник, а у самого от страха мурашки по спине побежали. Эту мысль он высказал своим товарищам. И мужикам старуха показалась необычной, фальшивой, недоброй. Видать, ходит тут не зря, не без тайного умысла.
Охотники подзаправились, но уже с подавленным настроением отправились к лесной избушке. По дороге им стало казаться, что вокруг все изменилось, стало не так, как было прежде. В избушке они оставили рюкзаки и без особого энтузиазма пошли на охоту. Ходили долго, но никакой дичи не подстрелили, а напоролись на раненого медведя, который прихрамывал на правую переднюю лапу, ломал кустарники и ежеминутно протяжно,
К ночи проголодались, а когда надвинулись сумерки, подошли к избушке. Отворили дверь и… опешили. Из темного угла на них смотрели два огромных зеленых глаза. Нет, это были не глаза, а настоящие автомобильные фары. И не смотрели, а зловеще горели. Глаза были такие же затуманенные, будто матовые, как у той бабки, которую они встретили днем у родника, и с такой же старческой, белесой поволокой. Вдруг «бабка» рявкнула, взвыла страшным медвежьим ревом «Аа-а!» и бросилась с нар прямо на них. В испуге начальник захлопнул дверь и припер ее коленом. «Медведь» взбунтовался, стал рваться наружу, давить изнутри с такой чудовищной силой, что дверь захрустела, из нее стали выпадать доски. Потом из избушки послышался еще более оглушительный, свирепый звериный рев. Начальник отскочил от двери и скрылся в лесу.
Не запамятовали мужики, как они, спасая свои души, улетучились от избушки, как 12 или 15 километров неслись без оглядки, оставив на произвол судьбы рюкзаки, охотничьи припасы и другие вещи. Потом они вспоминали и с горечью сетовали, что это был самый кошмарный день в их жизни. Вот ведь какая чертовщина приключилась с одним бакальским начальником и его друзьями в таежном урмане под Нургушом! В Меседе они сели в свою «Волгу» и, не раздумывая, сразу же уехали в Бакал.
И все же позднее осведомились о случившемся. Месединцы рассказали бакальским охотникам, что диковинные истории в тех лесах действительно случаются. Те отдаленные от Меседы горные дебри, будто заколдованные или забытые богом, хотя таежная урема почти ничем не отличается от других уральских лесов. С наступлением темноты в тайге начинают раздаваться жуткие, зловещие, дьявольские крики и вопли. В такой ситуации на людей наплывает смертельный страх, переходящий затем в тихий, немой ужас. Страх, как холодный озноб, давит из сумрачных глубин черного леса,
Кульметьевский шурале
Много сказок и поверий
Ходит по родной земле
И о джинах, и о пери,
И о страшном шурале.
Габдулла Тукай, «Шурале».
Роман Аглиуллин — житель города Сатки, сортировщик склада готовых изделий ЦМИ-2 АО «Магнезит», уроженец деревни Кульметьево. В Кульметьево и теперь живет его родной брат. Р. Аглиуллин часто бывает на своей родине. Он рассказал мне некоторые местные истории и занимательные предания. Случались в жизни Романа и свои демонологические события.
Однажды летней ночью шел Роман из Межевого в Кульметьево. Он слышал, что его
Известно, что в центральной части Кульметьево раскинулось болото. Оно лежит на участке между пилорамой и школой. Шел
Козье болото
4 сентября.
Агавон — рыжа борода,
Иди — не знаю куда.
Говорила Тома:
«Не бегай из дома,
Нынче лешак
За нос водит…
Т. И. Смертина, «Марья — зажги снега», 1982 г.
22 августа (4 сентября) — Агафон Огуменник. Ночь под Агафона отличается, по поверьям крестьян, проделками леших: «На Агафона леший из лесу в поле выходит, — бегает по селам и деревням, раскидывает снопы по гумнам и вообще творит всяческие бесчинства. Для предупреждения потехи лешего в ночь на Агафона крестьяне сторожили гумна в тулупе наизнанку, с кочергою в руках: при такой предосторожности ни один леший не решится подойти к загороди.
Г. Д. Рыженков, «Народный месяцеслов», 1992 г.
Свое название болото получило по месту обитания в прошлом диких коз — косуль. Собственно, они и теперь еще полностью не перевелись, хотя и стали редкими. В недалекую старину болото было топким, труднопроходимым. Сейчас оно изрядно высохло, стало более доступным. Болото находится на восточной окраине Романовки. Начинается оно около деревянного Романовского моста через реку Сатку и тянется вдоль левой стороны дороги, которая идет в Пороги.
Не так давно романовские старожилы поговаривали, что в Козьем болоте
Эта местность находится у перелома, возле северного окончания Чулкова хребта, там, где он близко подходит к Дю, в так называемом Втором ельнике. Ниже Второго ельника, на восточном склоне горы, начинается исток Второго ключа. Согласно преданиям, в старину в этой местности жили монахи-келейники (единоверцы, староверы или кержаки). Кельи появились тут вовсе не случайно. Сравнительно недавно на другой (западной) стороне хребта, на правом берегу речки Иструги стоял известный тогда на всем Южном Урале Златоустовский Воскресенский Единоверческий (православно-старообрядческий) мужской монастырь, основанный в середине 18-го века по соизволению юрюзанских и катав-ивановских заводчиков И. Б. и Я. Б. Твердыше-вых и И. С. Мясникова. Согласно сообщениям местных жителей, монашеские кельи были расположены среди кварцитовых россыпей. Еще в 30-х годах нашего века в одной из келий ютился одинокий старик-отшельник. Эти россыпи представляют собой груды кварцитовидных песчаников (кварцитов), имеющих вид курганов или рассыпавшихся каменных массивов (останцев). Камни крупные. Между ними имеются значительные пустоты, ходы, коридоры. В них монахи-келейники устраивали свои жилища. По рассказам старожилов, во внутренность одного из курганов даже была сделана входная дверь. Теперь этот курган
Второго ключа и Кельи стали пасти скот пастухи Айлинского совхоза. Эти пастухи не раз рассказывали порожским и романовским жителям, что возле Кельи и Второго ключа они неоднократно замечали Продолжение следует…
|
| |||
|
| |||
|
||||
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ![]() | ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ![]() В Златоусте открылся Межрегиональный туристский форум Южного Урала «Внутренний туризм: инструкция по применению». В работе форума приняли участие глава Ростуризма О. П. Сафронов, губернатор Челябинской области Б. А. Дубровский, специалисты отрасли и гости из других регионов. |
|||
ПОЛЕЗНЫЙ ФАКТ О ПОРТАЛЕНа странице Архив статей можно отобрать статьи по тематической метке (тегу), числу просмотров, рейтингу, дате размещения или в алфавитном порядке. |
ГОЛОСОВАНИЕ НА ПОРТАЛЕ |
Вы здесь: Главная » Туристические объекты » Статьи » В дебрях неизведанного, или взгляд во мглу |
|