| PDA-версия Карта портала Реклама на портале О проекте |
|
|
|
|
|
СВЕЖИЕ НОВОСТИ
Вы здесь: Главная » Туристические объекты » Статьи » Памятник лётчику, который никогда не летал |
Памятник лётчику, который никогда не летал

На так называемом «большевистском кладбище» на территории Митрофановского кладбища в г. Челябинске находится памятник, представляющий собой 6-метровый гранитный обелиск. На этом обелиске укреплена мраморная плита с фамилиями 7 «участников Гражданской войны». Братская могила и памятник включены в государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под названием «Братская могила большевиков, погибших в борьбе за советскую власть в г. Челябинске».
Однако по мнению исследователей, занимающихся изучением истории авиации в годы гражданской войны в России, в 1919 году во время Челябинской операции действия авиации, как Красной армии, так и Белой армии были очень незначительными. В заметке о Челябинской операции за 25 октября 1927 года (газета «Челябинский рабочий») упоминается о полётах колчаковских самолётов в районе Челябинска. Со стороны Красной армии летом 1919 года в районе Челябинска действовала авиация 5-й армии (28-й и 29-й разведывательные авиаотряды, РАО). Историк Вячеслав Кондратьев пишет, что в боях за Челябинск участвовал только один аэроплан — «Бикодрон» из 29 рао (единственная на тот момент боеспособная машина в отряде), который совершил несколько полетов на разведку и для «подъема боевого духа» наземных войск.
По данным специалиста по авиации в период гражданской войны Марата Хайрулина, в настоящее время подтверждена архивными документами только гибель самолёта «Фарсаль» № 1912 (так называли самолёт «Фарман-30» с двигателем «Сальмсон» мощностью 160 л. с.) 28-го РАО. Но это полёт состоялся уже спустя 4 дня после завершения боёв в районе Челябинска, а деревня Нифанка находилась в более, чем 80 км от Челябинска.
Приказ по Красному ВВФ Действующей армии Р.С.Ф.С.Р.
№64 от 15.08.1919
…
§18. 08.08.1919 при возвращении с боевой разведки при спуске разбился насмерть Военный летчик авиотряда СИЗАС Евдоким с летнабом Максимом САУНИНЫМ
…
Начальник ПУАиВ при Штабе РВС Республики,
Военный летчик СЕРГЕЕВ.
Из опросов жителей окрестных деревень:
Не долетая деревни Нифанка над лесом из самолёта вылетел один из лётчиков. после чего самолёт задрался кверху, покачался, повернулся и стал падать. В лесу, в 6–7 верстах от деревни жители нашли обломки самолёта и около него в 30 шагах примерно лётчика-наблюдателя Саунина (выяснили по документам) вместе с сидением и пулемётной башней без признаков жизни с переломами конечностей и головы. Уже много позднее в 150 саженях нашли вывалившегося из самолётам военного лётчика Сизас, также без признаков жизни и с теми же переломами.
Сизас Эдуард Иванович родился первого мая 1894 года в Санкт-Петербурге. В качестве курсанта Русского авиационного корпуса окончил в Англии военную школу летчиков в августе 1917 года. (свидетельство от 22.08.1917). Вернулся в Россию, где был зачислен летчиком в 10-й корпусной авиаотряд (27 сентября 1917 года). 3 ноября 1917 произведен в младшие унтер-офицеры. Вместе с отрядом в 1918 году эвакуировался в Москву, где был зачислен летчиком 2-го авиаотряда Калужской авиагруппы (с 8.08.1918). В 1919 году после переформирования Калужской авиагруппы стал летчиком 28-го РАО.
Саунин — лётчик-наблюдатель. В июле 1917 года был подпоручиком. Был даже командиром Гренадерского корпусного авиаотряда. С 29 декабря 1917 года временно исполняющий должность командира 2-го авиадивизиона.
В сборнике документов («В боях рожденная. 1918–1920. Боевой путь 5-й армии»: Сб. док. — Иркутск, 1985) приводятся данные о количестве самолётов в 5-й Красной армии. На 15 июля 1919 года было всего 11 самолётов, в том числе 6 в 26-й стрелковой дивизии и 5 в 27 стрелковой дивизии, а на 15 августа 1919 г. осталось только 7 самолётов, в том числе 4 в в 26-й стрелковой дивизии и 3 в 27 стрелковой дивизии.
Таким образом, за 30 дней было потеряно 4 самолёта, в том числе самолёт «Фарсаль» № 1912 с Сизасом и Сауниным. О судьбе трёх других самолётов ничего не известно.
Тем не менее, в газете «Челябинский рабочий» в конце июня 1927 г. появляется вот такая заметка:
В заметке в этой же газете за 21 августа 1927 года уже говорится о памятнике на том месте, «где похоронены разбившиеся лётчики». Более того, в заметке от 12 октября 1927 года (газета «Челябинский рабочий») сообщается, что «на месте гибели лётчиков» (за зелёным базаром) постройка памятника началась. Наконец, в заметке за 22 октября 1927 года корреспондент газеты «Челябинский рабочий» пишет, что постройка памятника «на том месте, где разбились лётчики (ярмарочная площадь) заканчивается». Это последнее упоминание об этом памятнике в данной газете.
Старожилы Челябинска, в том числе А.Л. Каплан, вспоминают, что этот памятник находился на центральной аллее Казанско-Богородицкого кладбища. Фактически эта аллея была как бы продолжением улицы Никольской (ныне ул. Советская) к югу от Южного бульвара (ныне пр. Ленина). В конце 1920-х — начале 1930-х гг. на бывшем кладбище были построены баня и здание пожарной части с каланчой. В результате «памятник лётчикам» оказался как раз между этими зданиями.
В фонде ЦИКНЧ есть копия фотографии, хранящейся в музее школы милиции.
Ориентировочно весна 1932 год. На этой фотографии хорошо виден обелиск между уже построенным зданием пожарной части и строящейся баней. «Памятник лётчикам (лётчику), погибшему во время Гражданской войны» обозначен красным кружком.
На карте Челябинска 1939 года отмечены два памятника. Один — памятник Ленину на Алом поле, а второй — во дворе нынешних домов № 51 и 53 по проспекту Ленина. Так как сведений о строительстве
Глинкин М.Ф. в дипломной работе 1950 года ссылается на фотографию памятника лётчикам, хранящуюся в Челябинском краевом музее. Однако в фондах областного краеведческого музея этой фотографии в настоящее время не обнаружено.
В 1949-1950 годы памятник был перенесен на Лесное кладбище, где он находился до весны 1975 года. Никаких надписей или памятных табличек на памятнике со дня его установки в 1927 году по 1975 год не было. По некоторым данным, рядом с обелиском стоял пропеллер от самолета эпохи Гражданской войны. Но в ходе переноса памятника пропеллер потерялся.
Документов о переносе останков лётчика или лётчиков на Лесное или Митрофановское кладбище нет. С середины 1960-х годов в статьях и книгах Колпаковой В.С. появляется фамилия лётчика Веденёва Н.Н. (или Веденеева Н.Н.), умершего в 1918 году. В 1975 на памятнике на братской могилы борцов за Советскую власть на Митрофановском кладбище к списку захороненных добавляется фамилия Веденеева. В книге «Памятники истории Челябинской области» (1990 год) уточняется, что здесь похоронен Веденеев Николай Петрович, политкомиссар 1-го запасного полка 5-й армии, умер от тифа в 1919 году в Челябинском военном госпитале. С очень большой долей вероятности можно предположить, что Веденёв Н.Н., Веденеев Н.Н. и Веденеев Н.П. — это один и тот же человек.
В 1918 участились перелёты самолётов Красной Армии к белым. Тогда в сентябре 1918 года А.В. Сергеев, назначенный чрезвычайным уполномоченным ГУВВФ на Урале, издал приказ непременно включать в экипажи всех самолетов, отправляемых на боевые задания, членов ВКП(б). Одноместные самолеты отныне дозволялось пилотировать только коммунистам. И назначенным в авиаотряды политкомиссарам, зачастую людям немолодым и сугубо штатским, пришлось волей-неволей осваивать специальность летчиков-наблюдателей. Таким «наблюдателям» вменялось в обязанность в случае преднамеренной посадки на вражеской территории застрелить пилота, сжечь самолет и только после этого — пробираться к своим!
В 1975 году «памятник лётчикам» с Лесного кладбища перенесён на Митрофановское кладбище на братскую могилу борцов за Советскую власть. Этот 6-метровый гранитный обелиск заменил ранее находившийся там памятник из известняка. Таким образом фактически могила шести борцов за Советскую власть была объединена с могилой Веденеева Н.Н., который, скорее всего, так никогда не летал и, тем более, не участвовал в воздушных боях. А памятник, возведённый в честь «разбившегося лётчика», стал памятником борцам за Советскую власть и вероятному лётчику.
|
| |||
|
| |||
|
||||
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ![]() | ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ![]() Открытие Верхне-Уфалейской центральной городской библиотеки, муниципального учреждения культуры. |
|||
ПОЛЕЗНЫЙ ФАКТ О ПОРТАЛЕОдной из самых интересных возможностей портала является меню «ИНТЕРЕСНОЕ ПОБЛИЗОСТИ», расположенное на странице объекта слева от описания, над погодным информером. С его помощью можно увидеть объекты, находящиеся в шаговой или автомобильной доступности. |
ГОЛОСОВАНИЕ НА ПОРТАЛЕ |
Вы здесь: Главная » Туристические объекты » Статьи » Памятник лётчику, который никогда не летал |
|