Куда как пестра иноязычьем карта Южноуралья, помечена тезками селений чуть ли не всех стран Европы. Только в этом районе встретите «французский» Париж, и «немецкий» Кассель, и «польскую» Остроленку и даже Балканы.

В названии местного Арсинского поселка прячется пышнозвучный околопарижский Арси-сюр-об, а райцентром здесь не менее пышный до труднопроизносимости Фершампенуаз, тоже, кстати, из-под Парижа родом. Столь чудный район именуется Нагайбакским, потому что заселяют его нагайбаки. Кто они такие? Считается, что татары. Однако, когда совсем недавно с освобождением религий в пору перестройки наведался сюда представитель казанского духовенства с предложением открыть мечеть, нагайбаки, мягко говоря, его попросили. Потому что уже более четырех веков они почитают Иисуса Христа и Святую Троицу. Такие вот они, нагайбаки — общие дети татарского и русского народов.
Без малого четыре века стояли они на страже России. Что знаем мы о них? Что сами они помнят? Многое-многое забыто из славной истории в советское время, когда чуть ли не насильно старались убедить их, что не какие-то они нагайбаки, а обычные татары. Вся-то и разница была в религиях, а раз не стало ни христианского, ни мусульманского богов, так чего же и разниться-то. А поговорите-ка с нагайбаками, вслушайтесь в их речь, в их облик, и совсем нетрудно будет приметить их самобытность.
По-русски говорят они бойко, далеко не каждый признает татарский язык родным. В обличье лишь немногих приметны тюркские черты. Редко встретишь среди нагайбаков скуластых, раскосых брюнетов, чаще они стройны, худощавы, светловолосы и светлоглазы. Ну ладно, по имени-отчеству их с русскими не различишь, как-никак общие христианские святцы. Но они и типичные европеоиды. Веснушчатых встретишь едва ли не чаще русских. Нет, это не следствие русификации. Нагайбаки охотно роднятся с русскими, но отнюдь не ассимилируются. А если в районе 42 процента русских и 36 – нагайбаков, то первые в большинстве своем уже советских целинных приливов.
Совсем не просты исторические судьбы и происхождение нагайбаков. Их история четко прослеживается с ивано-грозновских времен, когда были крещены они, поверстаны в воинское сословие на башкирском пограничье. Первый летописец Южноуралья П. И. Рычков в своей «Топографии Оренбургской», написанной в середине XVIII века, рассказывает о нагайбаках следующее:
«Нагайбак или Нагайбакская крепость, расстоянием от Оренбурга по большой Московской дороге 400, от Уфы 208, а от Мензелинска 64 версты. Звание происходит от жившего на этом месте башкирца, который назывался Нагайбак, и юрт его назывался по нему деревней Нагайбаковой. Данная крепость построена в 1736 году по причине бывшего тогда башкирского замешания на ровном и всякими угодьями привольном месте, где неподалеку впадает в Ик небольшая речка, называемая Миняус; а с другой стороны в ту же речку впала небольшая речка, которую по-татарски называют Кала-елга, что значит «городовая речка», может быть потому, что от устья ее в полуверсте, по течению ее с правой стороны, поныне виден ров и земляной вал, который по большей части уже осыпался. Сказывают, что тут бывал город и живали в нем якобы нагайцы…»
После нескольких веков мусульманства (как известно, еще булгары до Батыева нашествия приняли его) нагайбаки оставались в большинстве язычниками. Известно, что неоднократно делались попытки крестить татар, но с малым успехом. В абсолютном большинстве они оставались мусульманами все века «христианского ига». Почему же крестились нагайбаки? Силою ли? А не была ли в легкой смене веры память о не столь уж далеком омусульманивании поволжцев, отнюдь не всегда добровольном, а под саблей ханов. Немало было среди них племен и народов, которые так и не приняли мусульманство — чуваши, например, мари.
С кого пошли нагайбаки? Булгар или угров-мадьяр? А может, с иных, более древних племен, обитавших в Поволжье и Приуралье до их прихода? Нетрудно тогда понять пращуров нагайбаков, принявших православие. Бесправному, но помнившему о былой свободе племени ведь не просто предложена была смена веры, но и зачисление на государеву службу, трудную, но почетную — стать полноправным гражданином новообретенного Отечества. Вот и крестились, пошли на службу к завоевателям. А может, освободителям? В XVIII веке заведено было верстать бежавших из киргиз-кайсацкого плена в казаки Нагайбацкой крепости. Таких, например, в 1752 году было 68 персов, 12 арабов, 3 бухарца и 3 каракалпака.
Всяк мало-мальски сведущий в географии сразу же обратит внимание на такую вот несообразность. П. И. Рычков указывает месторождение Нагайбакской крепости в пограничье Татарии и Башкирии, близ Мензелинска. Так те ли это нагайбаки, что образовали национальный район в Челябинской области? Полтора века назад всех нагайбаков в числе других казаков переселили из родных мест за Уральские горы на так называемую Новую линию — новую границу с киргиэ-кайсаками. Потому-то так пышно и зарубежно звучат названия нагайбакских селений, что заведено было тогда называть казачьи станицы и поселки в новом пограничье по местам, где прославилось победами российское воинство.
В составе Оренбургского казачьего войска служили отечеству нагайбаки до революции. В гражданскую войну разделили они казачью судьбу. Воевали под красными знаменами братьев Кашириных, а того больше под началом атамана Дутова, который, кстати, имел родовой надел вокруг Касселя. Потому и места эти были обильно политы кровью весной 1918 года, в том числе и нагайбаков. Затем эмиграция. Говорят, в числе дутовцев даже в Австралию забросило казаков-нагайбаков. Уцелевшие же не имели право называться казаками. А они себя считать ими не переставали. Был я в нагайбакских Париже, Фершампенуазе, Арсинке на закате брежневского «застоя» (то бишь в Арси-сюр-об, простим нагайбакам сие упрощение названия, ведь и чистокровный русский на нем язык сломает, а они ж как-никак считаются татарами) и обратил внимание на местную особенность. На воротах — где подкова прибита, где фанерный конек. «Упрямцы!- пояснил мне представитель районного начальства.- Казачество давно уже отменили, а они своими железками до сих пор играют». В пору перестройки реабилитировано казачье сословие. Теперь нагайбаки могут в открытую объявить с гордостью о своей принадлежности к вечным защитникам Отечества.