Вы здесь:   Главная » Туристические объекты » Достопримечательности » Вязовая, станция

Подробная карта туристических объектов

Вокзал на железнодорожной станции "Вязовая"

ИНТЕРЕСНОЕ ПОБЛИЗОСТИ
(нажмите на заголовок и увидите список объектов):

Туристические объекты
Природные богатства
Отдых и здоровье
Спорт
Рыбалка и охота

Вокзал на железнодорожной станции «Вязовая»

Памятник архитектуры XIX века.
Автор проекта неизвестен.
Находится в одноименном поселке, территориально относящимся к Усть-Катавскому городскому округу.
Расстояние от Усть-Катава — 15 км, от Челябинска — 260 км, от Уфы — 150 км.

Западный склон Уральских гор • Усть-Катав • Координаты: 54°54'17"N 58°21'6"E

Вязовая железнодорожная станция Златоустовского, с 2001 года — Челябинского, отделения Южно-Уральской железной дороги. Станция является узловой, от неё отходит ветка на Катав-Ивановск.

История станции

Станция появилась в 1882 году в 791 версте от Самары, при постройке Самаро-Златоустовской железной дороги для обслуживания металлургических предприятий. Тогда же, на станции было построено одноэтажное здание вокзала.

Вокзал на станции Вязовая сохранился до наших дней, и сегодня является памятником архитектуры XIX века. Автор проекта здания вокзала неизвестен. Возможно, к проекту приложил руку русский классик литературы и инженер-путеец в одном лице Николай Гарин-Михайловский. Он действительно трудился на постройке этого участка магистрали, но точного подтверждения, что именно он является зодчим, нет.

Наружная облицовочная кладка стен является замечательным образцом русской архитектуры конца XIX — начала XX века.

Некоторое время большую часть вокзала занимал ресторан, который в конце 60-х годов прошлого века был закрыт.

В «Отчёте по эксплуатации Самаро-Златоустовской железной дороги» за 1898 год про вокзал отмечалось: «Пассажирское здание кирпичное. Имеются залы трёх классов, телеграф, почтовое отделение, контора, касса, кухня буфета, комнаты для мужчин, сени парадные, ламповая». Здание вокзала было построено на пологом берегу реки Юрюзань, и ввиду заболоченности местности его установили на сплошной каменной «подушке» высотой около полутора метров.
В конце XIX века станция Вязовая была одной из самых крупных и благоустроенных на дороге. В девяти верстах от неё находился Юрюзанский завод, бывший в аренде у князя Белосельского. Завод производил сортовое и котельное железо, выделку железнодорожных скреплений и мостов. В двадцати семи верстах располагался Катав-Ивановский рельсопрокатный и железоделательный завод того же князя. Этот завод считался одним из самых рентабельных среди всех уральских горных заводов. Он вырабатывал в год свыше миллиона пудов рельсов (экземпляр части рельса этого завода сейчас находится в музее истории ЮУЖД).

В то время станция Вязовая была самой деятельной на линии по обороту с горнозаводскими грузами. Со временем профиль станции Вязовая изменился, и сегодня здесь отгружают уголь для населения и материалы верхнего строения пути. По сравнению с 2005 годом, когда общая погрузка-выгрузка составила 1112 вагонов, за девять месяцев 2007 года этот показатель вырос до 1171 вагона. Отмечается и рост количества отправленных со станции пассажиров. Так, в 2005 году со станции Вязовая уехали более 136 тысяч человек, в 2006 году — более 151 тысячи пассажиров.

Вокзал сегодня

В 2005 году вокзал был реконструирован. Здесь полностью обновили внутренний интерьер, зал ожидания, кассы и служебные помещения. Внешний облик здания и все элементы декора остались в первозданном виде.

Вокзал вмещает до ста человек. В начале XX века на станции построено локомотивное депо. В 1970-х на станции имелись: пункт технического осмотра вагонов, локомотивное депо, дистанция пути, узел связи, больница, товарная и багажная контора.

Топонимика

Название населенного пункта Вязовый в переводе на русский язык башкирского топонима «карамалы» (ибо «карамал» по-башкирски «вяз»). Получили поселок и станция такое название от речки, что течет возле поселка и впадает в Юрюзань. Именно Юрюзань является одной из главных достопримечательностей поселка. За время своего существования эта норовистая река проточила в холмистой долине очень извилистое русло. Берега изобилуют отвесными утесами и скалистыми грядами. Их туристы так и называют — «Вязовские скалы». На этих отвесах охотно тренируются местные альпинисты.

Просмотров: 5274

НОВЫЕ ФОТОГАЛЕРЕИ ЭТОГО ОБЪЕКТА
К сожалению, пока не добавлено ни одной галереи.
НОВЫЕ ВИДЕОГАЛЕРЕИ ЭТОГО ОБЪЕКТА
К сожалению, пока не добавлено ни одной галереи.
RSSНОВЫЕ СТАТЬИ, СВЯЗАННЫЕ С ЭТИМ ОБЪЕКТОМ
» Каким будет лето 2016 в Челябинской области?
Алёна Лайер, 22.04.2016. (Отдых и здоровье)
» Какая погода ждет южноуральцев зимой 2015-2016?
Антон Привалов, 30.10.2015. (Отдых и здоровье)
» Чего ожидать от осенней погоды Южного Урала в 2015 году?
Антон Привалов, 31.08.2015. (Отдых и здоровье)
RSSНОВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ЭТИМ ОБЪЕКТОМ
» Где покушать и развлечься в Стамбуле
РА «Оптима», , 07.02.2017. (Туристические объекты)
» Где взять деньги на отдых?
РА «Оптима», , 21.12.2016. (Природные богатства)
» Простая аренда авто в Испании
РА «Оптима», , 11.11.2016. (Туристические объекты)
RSSСВЕЖИЕ ОТЧЁТЫ ОБ ЭТОМ ОБЪЕКТЕ
К сожалению, пока нет ничего, связанного с этим объектом в каталоге.
RSSСВЕЖЕЕ В ФОРУМЕ РАЗДЕЛА
» Хотим рвануть в Питер
Татьяна Кононова, 2017-05-25 16:59:32. (Форум путешественника)
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Трамвай КТМ-5Усть-Катавский вагоностроительный завод (УКВЗ) является обладателем своеобразного рекорда среди трамвайных заводов мира — наибольшее количество выпущенных вагонов одной серии. Серия трамваев КТМ-5 насчитывает 14991 вагон.
ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
Челябинская область17.01.1934
Дата образования Челябинской области после упразднения Уральской области, административным центром которой был Свердловск.
ПОЛЕЗНЫЙ ФАКТ О ПОРТАЛЕ
Карта74.рф — это сайт, уникально объединяющий множество тем и увлечений: исторический и культурный туризм по Южному Уралу, отдых и лечение в Челябинской области, рыбалка в уральских водоёмах и охота в местных охотугодьях, природный туризм и спорт.
ГОЛОСОВАНИЕ НА ПОРТАЛЕ
Интересует ли вас история Челябинской области?
 Да
 Нет