Вы здесь:   Главная » Туристические объекты » Статьи » Златоустовская оружейная фабрика

Златоустовская оружейная фабрика

Художественные творения златоустовских мастеров прошлого века рождают у русских людей чувство гордости за свой народ, взрастивший такие яркие таланты, за нашу отечественную культуру, достигшую в те далекие и тяжелые времена высокого уровня.
Златоустовская оружейная фабрика

В начале XIX в. с целью увеличения количества производимого ручного огнестрельного оружия и повышения его качества было решено разгрузить Тульский, Сестрорецкий и Ижевский оружейные заводы от выработки холодного оружия, построив для этого специальную фабрику при Златоустовском чугунолитейном заводе на Урале. Проект был разработан в 1811 г., однако война с Наполеоном помешала его осуществлению и Златоустовская фабрика хо­лодного оружия была построена и пущена в ход только в 1816-1817гг.

Основной причиной строительства оружейной фабрики именно в Златоусте было наличие хорошей металлургической базы, каковой являлся Златоустовский чугунолитейный и железоделательный завод, основанный еще в 1754 г. При этом качество продукции было достаточно высоким, а стоимость, благодаря использованию крепостного труда, низкой. Все это должно было обеспечить будущей фабрике массовый выпуск дешевого холодного оружия, а густая сеть окрестных судоходных рек — удобство его транспортировки в центральные районы России.

Фабрика должна была изготавливать все виды холодного ору­жия, состоявшего на вооружении, а также выполнять специальные заказы на изготовление украшенного оружия. Сосредоточить производство холодного оружия в одном месте — на Златоустовской фабрике — практически так и не удалось. За первые 5 лет фабрика изготовила примерно третью часть дававшегося ей заказа.

Но уже в конце 20-х гг. ХIХ в. Златоустовской фабрикой было изготовлено 524353 единицы холодного оружия или 76 % всего производства в России. В первые годы существования фабрики единственным цехом, который успешно справлялся с выполнением поступающих заказов, был цех украшенного оружия. Количество заказов на такое оружие было особенно велико в 1820-е гг. в связи с празднованием юбилеев Отечественной войны 1812 г. Выпуск украшенного оружия достигал двух с половиной тысяч штук в год. В последующие годы в связи с окончанием массовых юбилейных вручений оружия генералам и офицерам правительственные заказы на украшенное оружие резко сократились, и в 1834 г. цех украшенного оружия был закрыт.Мастера-художники были переведены на рисовку клейм на обухах клинков. Сабля росписи златоустовского завода

Во второй половине XIX века количество заказов на изготовление украшенного холодного оружия снова возрастает. На фабрику стали обращаться отдельные полки, офицеры любого ранга, промышленники, чиновники, различные организации и частные лица, имевшие возможность заплатить за продукцию.

Несмотря на то, что в России в те годы было немало замечательных мастеров клинкового дела, и имелся значительный опыт изготовления холодного оружия, в Златоуст были приглашены оружейники из Золингена и Клингенталя. Согласно контракту, заключенному с русским правительством, немецкие мастера должны были организовать производство по образцу золингенских фабрик и обучить искусству изготовления оружия русских мастеровых.

Уже первые работы, выполненные русскими учениками, не уступали своим учителям, которые были в большей степени ремесленниками, в совершенстве владевшими приемами вытравки и золочения. Будучи учениками Шафов, молодые русские граверы в то же время изучали традиции русских художников-оружейников по образцам тульских изделий, хранившихся в арсенале, и по­стоянно знакомились с новейшей по тем временам литературой по истории, мифологии и прикладному искусству через выписываемые библио­текой оружейной фабрики иллюстрированные издания. Свои рисунки золингенские мастера сначала наносили иглой на плоскость клинка, предварительно загрунтованную киноварью. Затем клинок опускался в кислоту, которая вытравливала рисунки, оставляя нетронутым фон, закрытый грунтовкой. После очистки фона рисунок золотился.

За короткий срок (всего три месяца) русские ученики не только овладели шафовскими методами нанесения рисунка на металл, но стали это делать по-своему. В отличие от Шафов они тонкими кистями рисовали киноварью на плоскости клинка. В этом случае после вытравливания фона рисунок, закрытый киноварью и не подвергшийся воздействию кислоты, становился рельефным и сохранял свой прежний блеск полированной стали, в то время как фон приобретал матовый оттенок. В своей работе златоустовские мастера применяли различные виды позолоты: плоскую, возвышенную и высокую. Плоская позолота получалась в том случае, когда рисунок на клинке гравировался иглой и сверху золотился по контуру. Возвышенная позолота требовала вытравки фона, тогда рисунок возникал золоченым рельефом. Для высокой необходимо было еще сильнее углубить фон и гуще наложить позолоту, что создавало впечатление высокого рельефа. Вскоре русские мастера активно включились в производственный процесс, лишив тем самым Шафов монопольного положения на Златоустовской оружейной фабрике. С этого момента украшенное оружие, в основном, изготовлялось русскими мастерами.

В Россию Шафы привезли свою, выработанную в Золингене манеру украшения клинков, которой была свойственна композиционная разобщенность изображаемого. На голоменях клинка гравировались отдельные, по смыслу не связанные между собой рисунки. Если и были попытки объединить их на плоскости клинка, то делалось это чисто механически, с помощью декоративной рамки. Златоустовские клинки

Русские художники очень скоро создали свое направление в украшении оружия, для которого были характерны смысловая композиционная выразительность и органическая связь рисунков с плоскостью клинка. Художники Златоуста прибегали к различным приемам, которые способствовали выражению воинской силы и славы, могущества и непобедимости русского народа в борьбе с иноземными захватчиками. Они рисовали стройные композиции из отечественного оружия, доспехов, прославленных в боях знамен и штандартов, воинских головных уборов и музыкальных инструментов. Иногда композиции дополнялись изображениями герба России и царских вензелей, различной формы орнаментированных щитов и многоугольников.

Златоустовские кинжалыТакие рисунки, вписанные в клинковую плоскость по вертикали, подчеркивали ее долевую протяженность. Но они могли иметь и горизонтальное расположение на голоменях клинка. Тогда слитность с клинковой поверхностью достигалась горизонтальной вытянутостью композиции, в построении которой всегда определялся центр (будь то вензель, герб или щит), от которого вразлет вправо и влево, снизу вверх устремлялись изображения знамен и штандартов, копий и сабель, лавровых и пальмовых ветвей. Такой способ построения композиции создавал впечатление негасимости движения, торжественного победоносного взлета, прославляющего и оружие, и героя, обладающего им. В этом и другом случаях очевидно стремление художников строить свои композиции по форме классического треугольника, вершина которого при горизонтальном ее построении угадывается за плоскостью клинка. Вензеля, мечи, скипетры олицетворяли силу и власть, ветви дуба и лавра — символы мужества и славы.

Замечательное искусство мастеров Златоустовской оружейной фабрики, на протяжении всего XIX века оставалось на большой высоте, а изделия, производимые на фабрике, как по художественной ценности, так и по (технике их исполнения считались непревзойденными не только в России, но и в старейших оружейных центрах Западной Европы. Златоустовские мастера-оружейники нашего времени свято хранят и приумножают традиции своих далеких предшественников. В лучших своих произведениях мастера Златоустовской гравюры на стали обращаются к темам высокого патриотического звучания, в которых ярко и образно прославляют ратные и трудовые подвиги русского народа.

Сайт «Оружейная фабрика «Златоуст», 29.03.2013.

Просмотров: 3763 • Источник: Оружейная фабрика «Златоуст»
Рейтинг: 1. (Оценить рейтинг могут зарегистрированные пользователи)

Вы можете принять участие в обсуждении этой статьи, (если зарегистрируетесь или авторизуетесь, то сможете получать уведомления о новых комментариях)
RSSНОВЫЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
» Золотые десятилетия Челябинского музея местного края
Николай Антипин, 28.05.2017. (Туристические объекты)
RSSНОВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАЗДЕЛА
» А как же Калуга?
Адвертайзинг КАРТА74, , 13.06.2017. (Туристические объекты)
» Путешествие по национальным паркам Южного Урала
Челябинский краеведческий музей, Стоимость билета: 150 рублей, 09.03.2017. (Туристические объекты)
RSSСВЕЖИЕ ОТЧЁТЫ РАЗДЕЛА
» Сказ (Шамахинская) пещера
Valery74, 10.01.2017. (Туристические объекты)
» Промокший насквозь Гонконг
Настя, 09.12.2016. (Туристические объекты)
» Наш «Стоунхэндж»
Belog65, 04.10.2016. (Туристические объекты)
RSSСВЕЖЕЕ В ФОРУМЕ РАЗДЕЛА
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Леонид БроневойАктер Леонид Броневой (знаменитый Мюллер из «Семнадцати мгновений весны») в 1950-е годы работал в Магнитогорском драматическом театре.
ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
Челябинский тролейбус05.12.1942
Начало троллейбусного движения в Челябинске. В этот день начали работу два маршрута: № 1 (Вокзал — ул. Кл. Цеткин) и № 2 (ЧТЗ — ул. Кл. Цеткин). Первым водителем троллейбуса в Челябинске была Анна Ионовна Попова.
ПОЛЕЗНЫЙ ФАКТ О ПОРТАЛЕ
Календарь событий Челябинской области — это перечень важных событий Южного Урала, расположенных в хронологическом порядке.
ГОЛОСОВАНИЕ НА ПОРТАЛЕ
Приходилось ли вам устраивать экскурсии по Челябинской области для своих родственников, гостей, коллег из других регионов?
 Да
 Нет
 Я не местный. Это мне устраивали такие экскурсии