Вы здесь:   Главная » Туристические объекты » Статьи » Женский монастырь на границе двух частей света

Женский монастырь на границе двух частей света

Побывав в монастыре при Церкви святых праведных Симеона Богоприимца и Пророчицы Анны в селе Кизильском, можно услышать немало интересных легенд и историй и увидеть, как много значит церковь для жителей села.
Женский монастырь на границе двух частей света

Каждое утро жители села Кизильское гонят своих коров из Европы в Азию — пастись. Чтобы перейти границу, нужно всего лишь пройти мост через реку Урал — она разделяет на карте две части света. Это только звучит внушительно, а на самом деле — на двух берегах одинаково громко квакают лягушки. Да еще заливаются трелями неизвестные птички.

- Не знаем, что за птицы, — чешут в затылках местные. — Года три как у нас поселились, но точно не соловьи.

Вокруг Кизильского постоянно дуют ветры и колышут ковыль. Степь. Самая южная часть Челябинской области.

- А вы из Челябинска что ли? — не унимаются местные жители. — Пойдемте чай пить!

Так и норовят гостеприимно затащить в дом, да побеседовать «за жизнь». Это точно — наследие старых времен.

Русские люди появились в этих сухих степях 250 лет назад. Дело было так: соседние племена башкир и казахов сильно враждовали. Постоянно совершали набеги друг на друга, и разоряли, как могли. Но Башкирия вошла в состав Российской империи, и царь встал на защиту своих подданных. Было решено направить сюда казаков: сторожить государственную границу да отражать казахские набеги.

Место для крепости искал лично губернатор Оренбуржского края Неплюев. Приглянулась ему точка, где сливаются реки Урал и Кизилка. Там и поставили казачий форпост. Первым делом заложили фундамент для храма и стены. Так в 1743 г. началась история русского села посреди мусульманских степей.

- У нас ведь до сих пор соблюдаются некоторые казачьи традиции, — рассказывает депутат районного совета Александр Селезнёв — Для боевого казака считалось позором принести из колодца воду. С ведрами да коромыслами управлялись бабы. До сих пор не сыщете в Кизиле ни одного мужика с ведром воды. Так-то…

«Иди и строй»

Канули в историю те казаки. И Урал уж не тот: славный Чапай не утонул бы в его водах, а задохнулся — в реку сливают канализацию из Верхнеуральска. Но все равно, место Церковь святых праведных Симеона Богоприимца и Пророчицы Аннынеобычное. После падения советской власти именно в Кизильском была восстановлена церковь, первая на юге Челябинской области. А история восстановления звучит почти как легенда.

Дело было в начале 90-х годов. Был в ту пору главой района Александр Сергеевич Смирнов. У его товарища тяжело заболела жена, и отправились друзья в Сергиеву Лавру — помолиться (Смирнов за компанию). Жил в Лавре старец-монах, к которому все старались попасть на благословение. А он прошел через толпу людей прямо к Смирнову. Сказал: «Строй храм», развернулся и ушел. А глава начал строить.

В 1994 году в Кизильском был возведен трехпрестольный храм святых праведных Симеона Богоприимца и Пророчицы Анны. На фундаменте от старого храма стоял районный дом культуры, поэтому новую церковь ставили на краю села, но название оставили прежнее. Для росписи стен пригласили местного художника Федора. Он и расписал весь храм — без копейки денег, администрация только краски закупала. Вот так вроде бы спонтанно все началось, а в итоге на ровном месте построили красивейшую церковь.

А глава района все не унимался. Решил основать в Кизильском женский монастырь. И ведь основал, но и тут не обошлось без страшных историй и деревенских легенд.

Дом с привидениями

Тот самый стадион Синий камень в КизильскомПо всем документам выходит: не было в Кизиле женского монастыря никогда. И на всем юге Челябинской области монастырей не было. И как тут быть, с чего начинать? Рассказывают, что священники предлагали поставить обитель на территории старого кладбища на окраине села. Но почему-то власти эту идею отвергли и закатали кладбище в асфальт, а потом на его месте организовали стадион «Синий камень». А рядом — профессиональное училище.

Однажды, во время районного спортивного праздника на глазах у сотен людей разбился дельтапланерист. С тех пор суеверный деревенский люд обходит «Синий камень» стороной. А в профучилище несколько лет по ночам слонялись привидения.

Прямо с рабочего места сбежали несколько сторожей, а потом рассказывали по селу ужасные подробности своих ночных бдений. Только после того, как батюшка окропил здание святой водой, да отслужил молебен, текучка кадров в училище прекратилась. Вроде бы и привидения затихли…

А монастырь поставили рядом с новым храмом. Первое время это был простой деревянный сарайчик без воды, газа и элементарных удобств.

Послушание превыше всего…

Они идут, тяжело ступая, на ногах — у кого домашние тапочки, у кого — калоши. Натруженными руками прижимают к груди иконы. Ветер сыплет им песок в глаза, треплет их черные одежды. Они обходят храм со всех сторон, останавливаются, произносят: «Господи, помилуй, благослови!», идут дальше. Каждый день, в семь часов вечера, в любую погоду монахини совершают крестный ход — намаливают это место: монастырь, храм, село Кизильское и даже стадион «Синий камень»…

Крестный ход

В 2004 году кизильский женский монастырь обрел второе рождение. В него прибыла новая настоятельница — игуменья Феодора (Подоплелва) из Белорецка. Вскоре к ней присоединились еще несколько монахинь, инокинь и послушниц.

Матушка Феодора рассказывает, как устроена монастырская жизнь: — Послушание выше всего. Послушание выше молитв. Матушка Феодора

Монахини должны от всего отказаться и жить только молитвой и послушанием. У них даже своих мыслей не должно быть. Вот что сказали — должен делать. Не всегда это получается. Вот скажешь человеку: «Выбрось это», а она — «Нет, это еще пригодится». Я говорю: «Где ж послушание?» Надо бы построже с ними быть, но я их жалею, я самая молодая из них.

Монастырь — это не дом престарелых и не место, где можно укрыться от всех своих проблем. Образы, созданные в кино, или в собственном воображении, очень-очень далеки от действительности. На самом деле монашество — тяжелейшее дело, и не каждому по силам.

- Есть фраза: на тебе Боже, что нам негоже, — рассказывает матушка. — Я-то думала, что это про вещи, а оказывается, это про людей говорится, про их души.

«Вот я теперь старенькая стала, пришла, на коленочках ползу, не могу молиться…Не могу стоять, вот я и пришла, Боже, к тебе…» А где ж ты был раньше? Здесь же не дом престарелых. И чтобы стать монахиней, нужно пройти долгие испытания. Я сама три года готовилась. И здесь я двоих готовила к монашеству, но не говорила им, что будет постриг. Но Господь Бог их не допустил. Одна сама ушла, хотя я на нее уже и облачение заказала. А на вторую подала прошение владыке, а он мне сказал: «Я тебе подпишу, но ты не торопись». Так и вышло, эта тоже не выдержала и уехала. Владыки все наперед видят, и все владыки такие.

Великое нашествие детворы

Раннее воскресное утро. На территорию монастыря забегает стайка веселых девчушек, одна надевает наушники и взбирается на колокольню храма. Через несколько минут над Кизильским звучит веселый перезвон. Те, что внизу, смеются, радуются. Вот деловито шагает баянист — и исчезает за дверью с надписью «воскресная школа». К храму начинают подтягиваться местные жители: одни садятся на лавочки побеседовать, у других тоже находятся какие-то дела. Несколько старичков вытягивают шеи: где же там мать Варвара. А она уже спешит, отпирает монастырскую библиотеку, рассказывает:

- Библиотека оформилась в 2006 г. До этого книги у нас были в храме, но вот так, отдельным помещением удобнее. Наши читатели приходят не просто за книгой, они еще любят и обсудить прочитанное, поделиться друг с другом мыслями. У нас есть просто уникальные издания, и детская, и взрослая литература. Зарегистрировано 1712 книг. А постоянных читателей 104. А вот и сто пятый!

Библиотека при церкви

В библиотеку заходят две девчушки-первоклассницы. Одна из них, Ксения, любительница сказок — привела записаться подружку Настеньку.

А после воскресной службы на территории монастыря просто праздник какой-то: в воскресной школе оживает баянист, и вот уже хор малышей разучивает новую песенку. На втором этаже монастыря собирается на репетицию детско-юношеский театр «Огонек»: актеры сплошь темпераментные — веселые и по-детски шумные. По дорожкам вышагивает годовалая «мелочь», норовя потоптать красивые монастырские клумбы.

Молодая поросль

Тут же — несколько детских колясок и сами родители, не спешат расходиться. Старики надолго оккупировали лавочки и обмениваются новостями. Матушка-настоятельница встречает очередных гостей и ведет их угощать в трапезную. Все вертится, живет и дышит. Вокруг храма. Вокруг монастыря.

Спрашиваю матушку-настоятельницу, не утомляет ли их такое количество людей.

- Вы что! Это же наши люди, наши дети. Мы, как только поселились в монастыре, сразу же открыли воскресную школу. Это радость, что дети сюда тянутся, и родителей тянут. К тому же, у нас так многолюдно и шумно только по воскресеньям. А потом — обычная тихая жизнь.

И то правда: солнце село за крыши домов, и полилась из монастыря тихая молитва. Они молятся за нас, даже когда мы спим и не знаем об этом…

P.S.: дорога в Кизильское (ехать в сторону Магнитогорска, там поворот на Кизильское) заняла у нас шесть с половиной часов, хотя ехали на хорошей машине не меньше 120 километров в час. В обратный путь нас провожали всем монастырем. «Мы помолимся, чтобы вы доехали благополучно», — сказали сестры, и сунули нам в руки по конфете. Машина шла ровно 100 км/ч. Но дома мы были уже через четыре часа. Вот и не верь после этого в силу монашеской молитвы.

Притча из монастыря

У одного мальчика спросили: какой Бог, как ты его представляешь? Он ответил: он такой огромный, что не объять его взглядом, и такой маленький-маленький, что входит в мое сердце.

Светлана Бацан, 02.04.2014.

Просмотров: 2284 • Источник: Аргументы и факты
Рейтинг: 2. (Оценить рейтинг могут зарегистрированные пользователи)

Вы можете принять участие в обсуждении этой статьи, (если зарегистрируетесь или авторизуетесь, то сможете получать уведомления о новых комментариях)
RSSНОВЫЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
» Золотые десятилетия Челябинского музея местного края
Николай Антипин, 28.05.2017. (Туристические объекты)
RSSНОВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАЗДЕЛА
» А как же Калуга?
Адвертайзинг КАРТА74, , 13.06.2017. (Туристические объекты)
» Путешествие по национальным паркам Южного Урала
Челябинский краеведческий музей, Стоимость билета: 150 рублей, 09.03.2017. (Туристические объекты)
RSSСВЕЖИЕ ОТЧЁТЫ РАЗДЕЛА
» Сказ (Шамахинская) пещера
Valery74, 10.01.2017. (Туристические объекты)
» Промокший насквозь Гонконг
Настя, 09.12.2016. (Туристические объекты)
» Наш «Стоунхэндж»
Belog65, 04.10.2016. (Туристические объекты)
RSSСВЕЖЕЕ В ФОРУМЕ РАЗДЕЛА
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Южно-Уральская республикаВ 1993 году Челябинская область едва не преобразовалась в самостоятельную «Южно-Уральскую Республику». Планировалось даже напечатать собственные деньги, назывались бы они «уральские франки». На лицевой стороне купюр планировалось изобразить известных уральцев, например, Чайковского и Мамина-Сибиряка.
ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
Центральная городская городская библиотека в Верхнем Уфалее19.09.1893
Открытие Верхне-Уфалейской центральной городской библиотеки, муниципального учреждения культуры.
ПОЛЕЗНЫЙ ФАКТ О ПОРТАЛЕ
Можно быстро разместить на портале Карта74.рф отчёт о посещении или фотогалерею какой-либо достопримечательности, если фотографии ранее были размещены в какой-то из социальных сетей.
ГОЛОСОВАНИЕ НА ПОРТАЛЕ
Если бы здание галереи «Метеорит» было уже построено, что привлекло бы вас посетить верхний этаж?
 Посмотреть на город с высоты
 Побывать в интересном здании
 Посетить парк развлечений
 Пройтись по магазинам
 Выпить кофе в кафе под стеклянным куполом
 Сфоткаться и зачекиниться в интересном месте для соцсетей