Вы здесь:   Главная » Туристические объекты » Статьи » Женский монастырь на границе двух частей света

Женский монастырь на границе двух частей света

Побывав в монастыре при Церкви святых праведных Симеона Богоприимца и Пророчицы Анны в селе Кизильском, можно услышать немало интересных легенд и историй и увидеть, как много значит церковь для жителей села.
Женский монастырь на границе двух частей света

Каждое утро жители села Кизильское гонят своих коров из Европы в Азию — пастись. Чтобы перейти границу, нужно всего лишь пройти мост через реку Урал — она разделяет на карте две части света. Это только звучит внушительно, а на самом деле — на двух берегах одинаково громко квакают лягушки. Да еще заливаются трелями неизвестные птички.

- Не знаем, что за птицы, — чешут в затылках местные. — Года три как у нас поселились, но точно не соловьи.

Вокруг Кизильского постоянно дуют ветры и колышут ковыль. Степь. Самая южная часть Челябинской области.

- А вы из Челябинска что ли? — не унимаются местные жители. — Пойдемте чай пить!

Так и норовят гостеприимно затащить в дом, да побеседовать «за жизнь». Это точно — наследие старых времен.

Русские люди появились в этих сухих степях 250 лет назад. Дело было так: соседние племена башкир и казахов сильно враждовали. Постоянно совершали набеги друг на друга, и разоряли, как могли. Но Башкирия вошла в состав Российской империи, и царь встал на защиту своих подданных. Было решено направить сюда казаков: сторожить государственную границу да отражать казахские набеги.

Место для крепости искал лично губернатор Оренбуржского края Неплюев. Приглянулась ему точка, где сливаются реки Урал и Кизилка. Там и поставили казачий форпост. Первым делом заложили фундамент для храма и стены. Так в 1743 г. началась история русского села посреди мусульманских степей.

- У нас ведь до сих пор соблюдаются некоторые казачьи традиции, — рассказывает депутат районного совета Александр Селезнёв — Для боевого казака считалось позором принести из колодца воду. С ведрами да коромыслами управлялись бабы. До сих пор не сыщете в Кизиле ни одного мужика с ведром воды. Так-то…

«Иди и строй»

Канули в историю те казаки. И Урал уж не тот: славный Чапай не утонул бы в его водах, а задохнулся — в реку сливают канализацию из Верхнеуральска. Но все равно, место Церковь святых праведных Симеона Богоприимца и Пророчицы Аннынеобычное. После падения советской власти именно в Кизильском была восстановлена церковь, первая на юге Челябинской области. А история восстановления звучит почти как легенда.

Дело было в начале 90-х годов. Был в ту пору главой района Александр Сергеевич Смирнов. У его товарища тяжело заболела жена, и отправились друзья в Сергиеву Лавру — помолиться (Смирнов за компанию). Жил в Лавре старец-монах, к которому все старались попасть на благословение. А он прошел через толпу людей прямо к Смирнову. Сказал: «Строй храм», развернулся и ушел. А глава начал строить.

В 1994 году в Кизильском был возведен трехпрестольный храм святых праведных Симеона Богоприимца и Пророчицы Анны. На фундаменте от старого храма стоял районный дом культуры, поэтому новую церковь ставили на краю села, но название оставили прежнее. Для росписи стен пригласили местного художника Федора. Он и расписал весь храм — без копейки денег, администрация только краски закупала. Вот так вроде бы спонтанно все началось, а в итоге на ровном месте построили красивейшую церковь.

А глава района все не унимался. Решил основать в Кизильском женский монастырь. И ведь основал, но и тут не обошлось без страшных историй и деревенских легенд.

Дом с привидениями

Тот самый стадион Синий камень в КизильскомПо всем документам выходит: не было в Кизиле женского монастыря никогда. И на всем юге Челябинской области монастырей не было. И как тут быть, с чего начинать? Рассказывают, что священники предлагали поставить обитель на территории старого кладбища на окраине села. Но почему-то власти эту идею отвергли и закатали кладбище в асфальт, а потом на его месте организовали стадион «Синий камень». А рядом — профессиональное училище.

Однажды, во время районного спортивного праздника на глазах у сотен людей разбился дельтапланерист. С тех пор суеверный деревенский люд обходит «Синий камень» стороной. А в профучилище несколько лет по ночам слонялись привидения.

Прямо с рабочего места сбежали несколько сторожей, а потом рассказывали по селу ужасные подробности своих ночных бдений. Только после того, как батюшка окропил здание святой водой, да отслужил молебен, текучка кадров в училище прекратилась. Вроде бы и привидения затихли…

А монастырь поставили рядом с новым храмом. Первое время это был простой деревянный сарайчик без воды, газа и элементарных удобств.

Послушание превыше всего…

Они идут, тяжело ступая, на ногах — у кого домашние тапочки, у кого — калоши. Натруженными руками прижимают к груди иконы. Ветер сыплет им песок в глаза, треплет их черные одежды. Они обходят храм со всех сторон, останавливаются, произносят: «Господи, помилуй, благослови!», идут дальше. Каждый день, в семь часов вечера, в любую погоду монахини совершают крестный ход — намаливают это место: монастырь, храм, село Кизильское и даже стадион «Синий камень»…

Крестный ход

В 2004 году кизильский женский монастырь обрел второе рождение. В него прибыла новая настоятельница — игуменья Феодора (Подоплелва) из Белорецка. Вскоре к ней присоединились еще несколько монахинь, инокинь и послушниц.

Матушка Феодора рассказывает, как устроена монастырская жизнь: — Послушание выше всего. Послушание выше молитв. Матушка Феодора

Монахини должны от всего отказаться и жить только молитвой и послушанием. У них даже своих мыслей не должно быть. Вот что сказали — должен делать. Не всегда это получается. Вот скажешь человеку: «Выбрось это», а она — «Нет, это еще пригодится». Я говорю: «Где ж послушание?» Надо бы построже с ними быть, но я их жалею, я самая молодая из них.

Монастырь — это не дом престарелых и не место, где можно укрыться от всех своих проблем. Образы, созданные в кино, или в собственном воображении, очень-очень далеки от действительности. На самом деле монашество — тяжелейшее дело, и не каждому по силам.

- Есть фраза: на тебе Боже, что нам негоже, — рассказывает матушка. — Я-то думала, что это про вещи, а оказывается, это про людей говорится, про их души.

«Вот я теперь старенькая стала, пришла, на коленочках ползу, не могу молиться…Не могу стоять, вот я и пришла, Боже, к тебе…» А где ж ты был раньше? Здесь же не дом престарелых. И чтобы стать монахиней, нужно пройти долгие испытания. Я сама три года готовилась. И здесь я двоих готовила к монашеству, но не говорила им, что будет постриг. Но Господь Бог их не допустил. Одна сама ушла, хотя я на нее уже и облачение заказала. А на вторую подала прошение владыке, а он мне сказал: «Я тебе подпишу, но ты не торопись». Так и вышло, эта тоже не выдержала и уехала. Владыки все наперед видят, и все владыки такие.

Великое нашествие детворы

Раннее воскресное утро. На территорию монастыря забегает стайка веселых девчушек, одна надевает наушники и взбирается на колокольню храма. Через несколько минут над Кизильским звучит веселый перезвон. Те, что внизу, смеются, радуются. Вот деловито шагает баянист — и исчезает за дверью с надписью «воскресная школа». К храму начинают подтягиваться местные жители: одни садятся на лавочки побеседовать, у других тоже находятся какие-то дела. Несколько старичков вытягивают шеи: где же там мать Варвара. А она уже спешит, отпирает монастырскую библиотеку, рассказывает:

- Библиотека оформилась в 2006 г. До этого книги у нас были в храме, но вот так, отдельным помещением удобнее. Наши читатели приходят не просто за книгой, они еще любят и обсудить прочитанное, поделиться друг с другом мыслями. У нас есть просто уникальные издания, и детская, и взрослая литература. Зарегистрировано 1712 книг. А постоянных читателей 104. А вот и сто пятый!

Библиотека при церкви

В библиотеку заходят две девчушки-первоклассницы. Одна из них, Ксения, любительница сказок — привела записаться подружку Настеньку.

А после воскресной службы на территории монастыря просто праздник какой-то: в воскресной школе оживает баянист, и вот уже хор малышей разучивает новую песенку. На втором этаже монастыря собирается на репетицию детско-юношеский театр «Огонек»: актеры сплошь темпераментные — веселые и по-детски шумные. По дорожкам вышагивает годовалая «мелочь», норовя потоптать красивые монастырские клумбы.

Молодая поросль

Тут же — несколько детских колясок и сами родители, не спешат расходиться. Старики надолго оккупировали лавочки и обмениваются новостями. Матушка-настоятельница встречает очередных гостей и ведет их угощать в трапезную. Все вертится, живет и дышит. Вокруг храма. Вокруг монастыря.

Спрашиваю матушку-настоятельницу, не утомляет ли их такое количество людей.

- Вы что! Это же наши люди, наши дети. Мы, как только поселились в монастыре, сразу же открыли воскресную школу. Это радость, что дети сюда тянутся, и родителей тянут. К тому же, у нас так многолюдно и шумно только по воскресеньям. А потом — обычная тихая жизнь.

И то правда: солнце село за крыши домов, и полилась из монастыря тихая молитва. Они молятся за нас, даже когда мы спим и не знаем об этом…

P.S.: дорога в Кизильское (ехать в сторону Магнитогорска, там поворот на Кизильское) заняла у нас шесть с половиной часов, хотя ехали на хорошей машине не меньше 120 километров в час. В обратный путь нас провожали всем монастырем. «Мы помолимся, чтобы вы доехали благополучно», — сказали сестры, и сунули нам в руки по конфете. Машина шла ровно 100 км/ч. Но дома мы были уже через четыре часа. Вот и не верь после этого в силу монашеской молитвы.

Притча из монастыря

У одного мальчика спросили: какой Бог, как ты его представляешь? Он ответил: он такой огромный, что не объять его взглядом, и такой маленький-маленький, что входит в мое сердце.

Светлана Бацан, 02.04.2014.

Просмотров: 2956 • Источник: Аргументы и факты
Рейтинг: 2. (Оценить рейтинг могут зарегистрированные пользователи)

Вы можете принять участие в обсуждении этой статьи, (если зарегистрируетесь или авторизуетесь, то сможете получать уведомления о новых комментариях)
RSSНОВЫЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
» Золотые десятилетия Челябинского музея местного края
Николай Антипин, 28.05.2017. (Туристические объекты)
RSSНОВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАЗДЕЛА
» А как же Калуга?
Адвертайзинг КАРТА74, , 13.06.2017. (Туристические объекты)
» Путешествие по национальным паркам Южного Урала
Челябинский краеведческий музей, Стоимость билета: 150 рублей, 09.03.2017. (Туристические объекты)
RSSСВЕЖИЕ ОТЧЁТЫ РАЗДЕЛА
» Сказ (Шамахинская) пещера
Valery74, 10.01.2017. (Туристические объекты)
» Промокший насквозь Гонконг
Настя, 09.12.2016. (Туристические объекты)
» Наш «Стоунхэндж»
Belog65, 04.10.2016. (Туристические объекты)
RSSСВЕЖЕЕ В ФОРУМЕ РАЗДЕЛА
» Крыльцо к дому
DeGGioN Богоутдинов, 2018-10-04 17:24:38. (Форум путешественника)
» гид в Берлине
Игорь Малахов, 2018-10-04 14:04:00. (Форум путешественника)
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Ресторан "Восток" на ЧТЗПервые кварталы ЧТЗ спроектировал и отстроил московский архитектор Андрей Константинович Буров. Немногие знают, что на проект соцгорода ЧТЗ его вдохновила… архитектура США.
ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
Город Миасс18.11.1773
Дата основания города Миасс. Город расположен на реке Миасс у подножия Ильменских гор, в 96 км к юго-западу от областного центра — Челябинска.
ПОЛЕЗНЫЙ ФАКТ О ПОРТАЛЕ
В каждом из пяти основных разделов портала есть форум.
ГОЛОСОВАНИЕ НА ПОРТАЛЕ
Из какого источника должно финансироваться строительство галереи «Метеорит»?
 Федеральный бюджет
 Областной бюджет
 Городской бюджет
 Частные инвестиции
 Личные средства автора проекта
 Всем миром! На добровольные пожертвования граждан