Вы здесь:   Главная » Туристические объекты » Статьи » Все, что осталось от старой веры

Все, что осталось от старой веры

Они пришли на Южный Урал вслед за первыми русскими проходцами. Селились в башкирских деревнях, в таёжных скитах, пещерах и землянках, работали на Демидовских заводах, ревностно хранили свою веру и совершали обряды по «старым книгам», по заветам Сергия Радонежского и протопопа Аввакума.
Все, что осталось от старой веры

Кто виноват?

После того как в 1971 году Русская Православная Церковь сняла все проклятья и обвинения со старых обрядов, раскольников перестали обвинять в ереси и сектантстве. Россияне поняли, что староверы — это тоже христиане и тоже православные.

Когда в конце XVII века патриарх Никон начал переписывать старые церковные книги, русские православные, хранившие свои традиции со времён Крещения Руси, не могли не возмутиться такому произволу. Но царь с Никоном были непоколебимы. А изменения-то были вовсе незначительные: вместо двуперстного знамения, символизирующего два естества Христова — божественного и человеческого, православным предлагалось креститься тремя перстами, вместо хождения вокруг аналоя по Солнцу — хождение против Солнца…

Но за свои исконные догматы староверы шли на смерть и на лишения в потаённых скитах и пещерах.

Пристанища ушедших

В Челябинске на левом берегу реки Миасс, на месте нынешнего Заречного рынка, выходцами из Владимирской области была построена знаменитая Александровская слобода. Под хребтом Зигальга, вблизи села Меседа (Катав-Ивановский район) до недавнего времени — Покровско-Никольский монастырь; остатки келий староверов обнаружены и на острове Веры (озеро Тургояк), и вблизи села Романовка под Бердяушем.

По преданиям, на острове с конца XVII века находился старообрядческий скит, в котором находили пристанище ушедшие от мира отшельники. На лодках к ним приплывали за исцелением и душевным успокоением страждущие из ближайших деревень.

В начале XX века архитектор Филянский обнаружил на острове пещеру, служившую скитникам кельей, покосившийся крест и столики перед ним, бывшими аналоями. Углубившись в чащу, исследователь обнаружил развалины небольшого храма, главное помещение которого могло вместить до 40 человек.

В землянке около Романовки в иноческих подвигах жил до 70-х годов и схимник Пафнутий. О седовласом старце до сих пор ходят легенды в горно-заводской зоне. В «Летописи миасского завода» указывается, что именно он «был местом пропаганды старого обряда, распространённого… от выходцев из пермских заводов Демидовых». В Миассе был даже свой иконописец-старообрядец, который подновлял старые образы и писал новые.

Не случайно именно в Миассе в 1995 году на месте старого был построен новый старообрядческий Покровский храм. Настоятелем его стал Вячеслав Зобнин из Нижнего Новгорода.

Но в XIX веке внутри старообрядческой общины произошёл ещё один раскол. После перехода митрополита Амвросия из новообрядческой церкви в старую, многие раскольники не признали его, отвергли так называемую Белокриницкую иерархию, созданную староверами в Австрии, и получили прозвище «беглопоповцев». Те не признают наставников старообрядческой митрополии Московской и всея Руси и справляют обряды по древним книгам.

Месединские отшельники

В семи километрах от Меседы сохранились поросшие бурьяном развалины Покровско-Никольского старообрядческого монастыря. Последней настоятельницей в нём была Агния (Евдокия Карповна Хардина). При ней в монастыре жили ещё три монашки и старец Максим Самойлович. До 1936 года на середине горы Зигальга существовала потайная келья, да и вообще в пещерах на всём склоне в отшельничестве жили многие староверы. Но Сталин внёс свою лепту в гонения на раскольников. Чекисты очистили пещеры от нелегальных жильцов и разорили монастырь. Монашки собирали бруснику, морозили её целыми мешками, а затем на вырученные с продажи ягод деньги построили в Меседе дом.В нём Агния и прожила до последних своих дней.

Среди ночи в сентябре 1990 года в дом к одинокой монашке забрались грабители. Они жестоко избили старушку, закрыли её в чулане и похитили 12 бесценных икон. В 1995 году попытка ограбления повторилась, а вскоре после этого монашка умерла. До последнего за ней ухаживала потомственная месединская старообрядка Агрипина Мамыкина. Сейчас ей 76 лет (Примечание Карта74.рф: Оригинальная статья написана в 2010 году), и в селе она осталась последним оплотом старой веры.

Владислав Вериго, 21.08.2013.

Просмотров: 3513 • Источник: Вечерний Челябинск
Рейтинг: 1. (Оценить рейтинг могут зарегистрированные пользователи)

Вы можете принять участие в обсуждении этой статьи, (если зарегистрируетесь или авторизуетесь, то сможете получать уведомления о новых комментариях)
RSSНОВЫЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
» Золотые десятилетия Челябинского музея местного края
Николай Антипин, 28.05.2017. (Туристические объекты)
RSSНОВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАЗДЕЛА
» А как же Калуга?
Адвертайзинг КАРТА74, , 13.06.2017. (Туристические объекты)
» Путешествие по национальным паркам Южного Урала
Челябинский краеведческий музей, Стоимость билета: 150 рублей, 09.03.2017. (Туристические объекты)
RSSСВЕЖИЕ ОТЧЁТЫ РАЗДЕЛА
» Сказ (Шамахинская) пещера
Valery74, 10.01.2017. (Туристические объекты)
» Промокший насквозь Гонконг
Настя, 09.12.2016. (Туристические объекты)
» Наш «Стоунхэндж»
Belog65, 04.10.2016. (Туристические объекты)
RSSСВЕЖЕЕ В ФОРУМЕ РАЗДЕЛА
» Я б купил образование
Игорь Малахов, 2019-11-15 15:23:51. (Форум путешественника)
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
История Железной дороги Челябинской областиОткрытие Самаро-Златоустовской железной дороги в 1892 г. кардинально отразилось на развитии Южного Урала. Не прошло и 10 лет, как перепись 1897 г. показала… увеличение численности населения вдвое!
ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
Герб Челябинска 13.09.1736
Дата основания Челябинска — столицы Южного Урала. «Челябъ» — башкирское слово, означающее в переводе на русский язык ведро или бурак. Местоположение Челябинска действительно представляет ведрообразную котловину.
ПОЛЕЗНЫЙ ФАКТ О ПОРТАЛЕ
Если фотографии, которыми хочется поделиться с читателями Карта74.рф, уже загружены в какой-нибудь фотоальбом в Интернете — то их не надо повторно заливать на портал — просто укажите ссылки на фото в альбоме.
ГОЛОСОВАНИЕ НА ПОРТАЛЕ
Из какого источника должно финансироваться строительство галереи «Метеорит»?
 Федеральный бюджет
 Областной бюджет
 Городской бюджет
 Частные инвестиции
 Личные средства автора проекта
 Всем миром! На добровольные пожертвования граждан