Вы здесь:   Главная » Туристические объекты » Статьи » Все, что осталось от старой веры

Все, что осталось от старой веры

Они пришли на Южный Урал вслед за первыми русскими проходцами. Селились в башкирских деревнях, в таёжных скитах, пещерах и землянках, работали на Демидовских заводах, ревностно хранили свою веру и совершали обряды по «старым книгам», по заветам Сергия Радонежского и протопопа Аввакума.
Все, что осталось от старой веры

Кто виноват?

После того как в 1971 году Русская Православная Церковь сняла все проклятья и обвинения со старых обрядов, раскольников перестали обвинять в ереси и сектантстве. Россияне поняли, что староверы — это тоже христиане и тоже православные.

Когда в конце XVII века патриарх Никон начал переписывать старые церковные книги, русские православные, хранившие свои традиции со времён Крещения Руси, не могли не возмутиться такому произволу. Но царь с Никоном были непоколебимы. А изменения-то были вовсе незначительные: вместо двуперстного знамения, символизирующего два естества Христова — божественного и человеческого, православным предлагалось креститься тремя перстами, вместо хождения вокруг аналоя по Солнцу — хождение против Солнца…

Но за свои исконные догматы староверы шли на смерть и на лишения в потаённых скитах и пещерах.

Пристанища ушедших

В Челябинске на левом берегу реки Миасс, на месте нынешнего Заречного рынка, выходцами из Владимирской области была построена знаменитая Александровская слобода. Под хребтом Зигальга, вблизи села Меседа (Катав-Ивановский район) до недавнего времени — Покровско-Никольский монастырь; остатки келий староверов обнаружены и на острове Веры (озеро Тургояк), и вблизи села Романовка под Бердяушем.

По преданиям, на острове с конца XVII века находился старообрядческий скит, в котором находили пристанище ушедшие от мира отшельники. На лодках к ним приплывали за исцелением и душевным успокоением страждущие из ближайших деревень.

В начале XX века архитектор Филянский обнаружил на острове пещеру, служившую скитникам кельей, покосившийся крест и столики перед ним, бывшими аналоями. Углубившись в чащу, исследователь обнаружил развалины небольшого храма, главное помещение которого могло вместить до 40 человек.

В землянке около Романовки в иноческих подвигах жил до 70-х годов и схимник Пафнутий. О седовласом старце до сих пор ходят легенды в горно-заводской зоне. В «Летописи миасского завода» указывается, что именно он «был местом пропаганды старого обряда, распространённого… от выходцев из пермских заводов Демидовых». В Миассе был даже свой иконописец-старообрядец, который подновлял старые образы и писал новые.

Не случайно именно в Миассе в 1995 году на месте старого был построен новый старообрядческий Покровский храм. Настоятелем его стал Вячеслав Зобнин из Нижнего Новгорода.

Но в XIX веке внутри старообрядческой общины произошёл ещё один раскол. После перехода митрополита Амвросия из новообрядческой церкви в старую, многие раскольники не признали его, отвергли так называемую Белокриницкую иерархию, созданную староверами в Австрии, и получили прозвище «беглопоповцев». Те не признают наставников старообрядческой митрополии Московской и всея Руси и справляют обряды по древним книгам.

Месединские отшельники

В семи километрах от Меседы сохранились поросшие бурьяном развалины Покровско-Никольского старообрядческого монастыря. Последней настоятельницей в нём была Агния (Евдокия Карповна Хардина). При ней в монастыре жили ещё три монашки и старец Максим Самойлович. До 1936 года на середине горы Зигальга существовала потайная келья, да и вообще в пещерах на всём склоне в отшельничестве жили многие староверы. Но Сталин внёс свою лепту в гонения на раскольников. Чекисты очистили пещеры от нелегальных жильцов и разорили монастырь. Монашки собирали бруснику, морозили её целыми мешками, а затем на вырученные с продажи ягод деньги построили в Меседе дом.В нём Агния и прожила до последних своих дней.

Среди ночи в сентябре 1990 года в дом к одинокой монашке забрались грабители. Они жестоко избили старушку, закрыли её в чулане и похитили 12 бесценных икон. В 1995 году попытка ограбления повторилась, а вскоре после этого монашка умерла. До последнего за ней ухаживала потомственная месединская старообрядка Агрипина Мамыкина. Сейчас ей 76 лет (Примечание Карта74.рф: Оригинальная статья написана в 2010 году), и в селе она осталась последним оплотом старой веры.

Владислав Вериго, 21.08.2013.

Просмотров: 3265 • Источник: Вечерний Челябинск
Рейтинг: 1. (Оценить рейтинг могут зарегистрированные пользователи)

Вы можете принять участие в обсуждении этой статьи, (если зарегистрируетесь или авторизуетесь, то сможете получать уведомления о новых комментариях)
RSSНОВЫЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
» Золотые десятилетия Челябинского музея местного края
Николай Антипин, 28.05.2017. (Туристические объекты)
RSSНОВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАЗДЕЛА
» А как же Калуга?
Адвертайзинг КАРТА74, , 13.06.2017. (Туристические объекты)
» Путешествие по национальным паркам Южного Урала
Челябинский краеведческий музей, Стоимость билета: 150 рублей, 09.03.2017. (Туристические объекты)
RSSСВЕЖИЕ ОТЧЁТЫ РАЗДЕЛА
» Сказ (Шамахинская) пещера
Valery74, 10.01.2017. (Туристические объекты)
» Промокший насквозь Гонконг
Настя, 09.12.2016. (Туристические объекты)
» Наш «Стоунхэндж»
Belog65, 04.10.2016. (Туристические объекты)
RSSСВЕЖЕЕ В ФОРУМЕ РАЗДЕЛА
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Златоустовского железоплавильный заводНазвание Златоустовского железоплавильного завода происходит от Иоанна Златоуста, но каким образом город может быть с ним связан, до сих пор не совсем понятно. Удивительным образом название удалось сохранить в XX веке, хотя попытки переименования были.
ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
Температурный минимум в Челябинске31.12.1978
Зафиксирована самая низкая среднесуточная температура в Челябинске за всю историю метеорологических наблюдений (регулярно ведутся с 1893 года) -41,8оC.
ПОЛЕЗНЫЙ ФАКТ О ПОРТАЛЕ
Авторизация через социальные сети экономит время и не требует запоминать логин и пароль — входи на Карта74.рф через любимую социальную сеть!
ГОЛОСОВАНИЕ НА ПОРТАЛЕ
Как вам нравится дизайн этого портала?
 Очень нравится, всё замечательно!
 Неплохо так
 Не обратил внимания на дизайн
 Средненько…
 Плохо, не нравится