Вы здесь:   Главная » Туристические объекты » Статьи » «Изменчива, как дети, в каждой мине…»: К 80-летию Центральной детской библиотеки имени Горького в Челябинске

«Изменчива, как дети, в каждой мине…»: К 80-летию Центральной детской библиотеки имени Горького в Челябинске

В 2014 году отмечает восьмидесятилетний юбилей Центральная городская детская библиотека имени А. М. Горького — самая крупная муниципальная детская библиотека города Челябинска. Несмотря на солидный возраст, это, пожалуй, самая современная библиотека для детей в Челябинске.
«Изменчива, как дети, в каждой мине…»: К 80-летию Центральной детской библиотеки имени Горького в Челябинске

История библиотеки

История библиотеки началась в 1934 году. В то далёкое время она располагалась в 38-метровой комнатке старинного дома. В читальне было лишь несколько сотен книг и всего 300 читателей. Но с самого начала своей деятельности библиотека способствовала разностороннему развитию маленьких челябинцев. Кроме традиционной читальни в ней работали кружки: литературный, драматический, кружок юных натуралистов, ручного труда и даже спортивный.

В годы войны руководила библиотекой Нина Михайловна Мухина. Она бережно сохранила для будущих читателей документы того времени: дневники работы, отчеты, протоколы конференций и собраний.

Эти страницы невозможно читать без волнения. Вот записи в Дневнике работы 1941 года: 22 июня 1941 года — выходной день; «… ежедневно в библиотеке проходят читки газет с сообщениями с фронта, художественное рассказывание на оборонные темы». Из других документов узнаём, что на выдаче книг дежурили ребята-активисты. Они делали книжки-самоделки, сшивая газетные вырезки, обходили дома, приглашая всех детей в библиотеку. Запись из плана работы: «Проверить в квартале улиц Кирова, Работниц, Береговая, 8 марта, все ли дети записаны в библиотеку, и вовлечь незаписавшихся». Дети собирали подарки в госпиталь и на фронт. Сохранился список подарков: карандаши, конверты, кружка, пепельница…Собирали бутылки для изготовления зажигательных бомб. Самое поразительное — городские и районные власти в 1943 году выделили на ремонт библиотеки 4227 рублей. А в 1944 году на заседании Исполкома Сталинского райсовета депутатов трудящихся было решено увеличить средства на приобретение литературы и пополнить фонд детской библиотеки за счет фондов школьных библиотек района.

Исторический документ времен войны. Подарки от детей в госпиталь В библиотечных документах беспристрастно отразилась история страны, идеологические зигзаги, политические перемены, настроения. Это видно по темам бесед с читателями: «В прокуратуре СССР», «О бдительности в связи с приведением в исполнение приговора об изменнике Родине Берии и его сообщниках», «Советская литература — самая передовая, самая идейная литература в мире», «Дружба Советского Союза с великим китайским народом и странами народной демократии», «Что можно получить из кукурузы» и «Химия — царица наук». Но никогда детские библиотекари не были лишь жёсткими проводниками господствующей идеологии. Книги Маршака, Чуковского, Гайдара, Кассиля и многих других замечательных детских писателей оставались главными в библиотеке. Жаль, что таких изданий детям не хватало. Вот протоколы заседаний отчётных конференций. Их читаешь, как увлекательную книгу, словно беседуешь с читателями тех далёких лет. На конференции 1952 года шестиклассник Печенкин посетовал, что в воскресенье в читальне столько народу, что приходится вдвоем сидеть на одном стуле, да еще и в пальто, потому что гардероба в библиотеке нет. Его поддержал семиклассник Кайгородов: «Правильно сказал Печенкин, маленькая у нас библиотека. Даже обидно становится, когда уходишь из читальни потому, что нет места. Мне кажется, что на абонементе стало хуже, так как стали чаще меняться библиотекари. Не успеешь к одному привыкнуть, как в следующий раз уже другой библиотекарь. Они очень мало стали нас спрашивать, беседовать с нами. Лишь бы выдать книгу. На абонементе мало интересных книг. Мне, например, уже нечего читать».

Наверное, эти возмущённые голоса были услышаны. В 1966 году библиотека имени А.М. Горького переехала в новые цокольные хоромы площадью 376 квадратных метров. Здесь уже были и гардероб, и читальный зал.

В 1979 году началась новая эпоха в жизни библиотеки — эпоха централизации. Все сложности этого периода библиотека преодолевала под руководством директора Валентины Афанасьевны Матвеевой. Детские библиотеки объединились, и в Челябинске появилась организация под названием «Централизованная система детских библиотек». Детская библиотека имени А.М. Горького возглавила систему.

Это были годы, когда библиотекари, вынужденные следовать идеологическим установкам, «подчиняют всё содержание работы реализации решений 26 съезда КПСС». Но существовала и другая задача, над которой весь коллектив трудился с большим энтузиазмом. Формулировалась она немного утопически: «Обеспечить 100% охват чтением всех учащихся и повысить процент читающих систематически». Чтобы добиться такого ослепительного результата, следовало жить жизнью своих читателей. Библиотекари так и делали: оформляли многочисленные книжные выставки, представляющие лучшую детскую литературу, помогали младшим школьникам участвовать во Всесоюзной игре-путешествии «Октябрята по стране октября», организовывали занятия в Школе пионерского актива, заботились о «трудных» детях. И снова обратимся к документам: « В библиотеке читают 16 человек, из которых четыре читают систематически, и только двух читателей (Мамыкина Я. и Веретенникова С.) удалось привлечь не только к систематическому чтению, но и руководить их чтением» (Отчет о работе Центральной детской библиотеки имени А.М. Горького за 1981 год.). Так хочется верить, что у Мамыкина Я. и Веретенникова С. всё в жизни сложилось благополучно!

В 1985 году библиотека вновь улучшает свои жилищные условия, поселившись в центре города в просторном помещении на улице Коммуны, дом 69 (в этом же здании находится и Центральная городская библиотека имени А.С. Пушкина — Прим. ред.). В новом доме появилось больше возможностей для воплощения новых идей. Для кого-то 80-е вспоминаются как застойные, а для сотрудников — развитие библиотеки, формирование новых отделов, поиск новых форм работы.

Накопленный потенциал профессионального роста помог не растеряться в кризисные 90-е годы. Смена приоритетов, «отсутствие социального заказа» и привычных идеологических ориентиров не стали поводом для неразберихи и сумятицы в библиотечной жизни. Наоборот, последовал всплеск профессионального творчества.
Библиотека сформулировала собственный социальный заказ: помочь детям адаптироваться в стремительно меняющемся обществе, сохранить детскую культуру, максимально обеспечить права ребёнка на получение объективной информации. Именно в это время была разработана программа популяризации исторической литературы «Отечество». Впервые библиотекари стали знакомить детей с противоположными взглядами на события родной истории. Дети учились думать, сопоставлять, отстаивать свою точку зрения. Сложно, но очень интересно! Появились характерные для наступивших времён новые темы для разговора с детьми. Они отразились в названиях выставок: «Как самому заработать деньги», «Азбука юного бизнесмена», «Ты и бизнес».

Ещё одна существенная перемена: до начала перестроечных времён читатели воспринимались как «юный резерв партии». В 90-е годы они становятся мальчишками и девчонками, за которыми наконец-то признаётся право на различие читательских интересов и пристрастий. Появляются совершенно новые формы работы: День девочек, День мальчиков. У этих мероприятий был оглушительный успех.

Серьёзные трудности с комплектованием, отсутствие стабильного финансирования и даже пожар, произошедший в здании Центральной детской в 1994 году, не уничтожили библиотеку. На рубеж веков Центральная детская библиотека имени А.М. Горького вышла, сохранив читателей, сотрудников и все детские библиотеки города. За эти заслуги в 1999 году была признана Лучшей детской библиотекой области, а в 2000 награждена Почетной грамотой Министерства культуры Российской Федерации и Российского профсоюза работников культуры и искусства «за многолетний и плодотворный труд, достигнутые успехи в области культуры и искусства».

Новая библиотека для детей нового века

В новый век библиотека вступила с новым директором Еленой Александровной Разборовой. Центральная библиотека по-прежнему оставалась экспериментальной площадкой. Но многое в библиотеке при новом директоре совершалось впервые. Библиотекари Центральной первыми вышли за пределы библиотечного помещения и стали работать в формате «библиотека без стен». Городской праздник читательских удовольствий «Детское чтение на все настроения» в Зоопарке, игровые программы во дворах «Выходи гулять, библиотека», акции «Подари книгу малышу» «родились» в Центральной детской и были подхвачены всеми библиотеками города. Главным событием жизни детских библиотек города в XXI веке стал проект, направленный на поддержку детского чтения «2004 год — Год Детского Чтения в Челябинской области». Акция удивила всю Россию: такого не было ни в одном городе страны. Один из авторов идеи Года — Е.А. Разборова.

Начиналась эпоха компьютеризации. Библиотекари Центральной первыми стали осваивать новые информационные технологии и обучать коллег работе на компьютерах. В Центральной детской библиотеке им. А.М. Горького открылся первый в городе отдел электронной информации для детей.

Все эти перемены были жизненно необходимы. Библиотекари видели, как изменились дети. Они уже не спешат в библиотеки, сутками сидят за компьютерами или в телефонах. Им с трудом стало даваться живое общение. Многие с большими усилиями подбирают слова, способные адекватно выразить мысль. Интернет агрессивно заменяет реальный мир. В виртуальном мире размываются ценности, теряются смысл и жизненные цели. Горько было видеть всё это и бездействовать.

Коллектив Центральной детской решил, что в этих условиях главное для библиотеки — сохранить ребёнка в книжной культуре, дать ему возможность вырасти социально ценным человеком.

Отсюда и активные формы работы, постоянные «выходы в люди» как способ напомнить, что библиотеки есть, что книги ждут своих читателей, что читать необходимо, потому что в книгах отражены все достижения человеческой цивилизации. Книги формируют представление о нормах человеческой жизни и учат взаимодействовать с реальным миром. Нужно только помочь читателям встретиться с хорошими книгами. И способ чтения здесь не важен. Если подросток любит читать «с монитора», если ему ближе виртуальное общение, библиотека даст эту возможность. Сегодня в Центральной детской знакомят детей и подростков с лучшими литературным сайтами. Участие в онлайн-проекте «Библиотека ЛитРес» позволяет получить бесплатный доступ к электронным и аудиокнигам, представленным на портале ЛитРес. В библиотеке проходят скайп-встречи с писателями и читателями из других городов. Читатели участвуют в сетевых акциях «Всемирный день чтения», «Читаем детям о войне». Беспроводной доступ в Интернет возможен на всей территории библиотеки.

Мероприятие в Центральной детской библиотеке Челябинска

Набирает популярность сайт детских библиотек. За его контент отвечают специалисты Центральной детской библиотеки. На сайте можно познакомиться с интереснейшими статьями о детском чтении кандидата педагогических наук, специалиста по зарубежной детской литературе Н.К. Сафоновой. Особой популярностью пользуются краеведческие материалы, разработанные библиографами: дайджесты «Челябинск космический», «Верные долгу и чести»: южноуральцы в войне 1812 года». Регулярно размещаются обзоры новых поступлений в фонды библиотеки.

«Обустраивая» для детей виртуальное библиотечное пространство, библиотекари стремятся и реальную, Центральную детскую библиотеку сделать привлекательной и желанной для детей и подростков.

Здесь тоже приходится разрушать стереотипы. Традиционная библиотека — это абонементы, читальные залы и громадные книгохранилища, куда вход разрешён только библиотекарям. Преодолевая профессиональную «жадность» и страх растерять ценные издания, Центральная первая открыла для детей сокровища книгохранилищ. Лучшие книги вышли к читателям.

Для подростков на территории бывших абонементов созданы новые структурные подразделения: Зал художественной литературы и Зал научно-познавательной литературы и периодики. За счёт освободившихся книгохранилищ помещения стали просторнее и комфортнее. Разработана система разделителей, облегчающих самостоятельное ориентирование в фондах. Нет привычных читальных залов, но появились места для «экспресс-чтения», для работы над учебными заданиями, уголки для «уютного» чтения, места для индивидуального прослушивания аудиокниг.

Территория Отдела электронной информации переоборудована так, чтобы дети и подростки с помощью библиотекарей могли создавать собственные электронные информационные продукты. Здесь же обеспечен доступ к правовым базам данных.

Подростки пока ещё осторожно «примеряют» на себя преобразившуюся библиотеку, но уже появились поклонники обновлённого библиотечного пространства, регулярно посещающие библиотеку.

Дети в библиотеке

Отдельная территория появилась у дошкольников и младших школьников: в левом крыле библиотеки расположились абонемент и игровая комната. Если раньше игротека занимала лишь небольшой уголок на абонементе, то теперь — это самостоятельное просторное помещение на месте бывшего книгохранилища. Здесь созданы все условия для разного вида игровой деятельности. Выделен компьютерный уголок для знакомства малышей с азами компьютерной грамотности и различными развивающими играми. Организованы места для просмотра мультфильмов и для занятий прикладным творчеством. В распоряжении маленьких читателей — настольные игры, книжки-игрушки. Эргономичная мебель, удобные кресла-трансформеры, ковровое покрытие. Словом, для детей создана комфортная безопасная развивающая среда. Произошедшие перемены особенно высоко оценили родители. Мамы с детьми теперь гораздо чаще проводят здесь свободное время. Очень полюбили новую Игротеку дети, посещающие «продлёнку». Здесь так хорошо отдыхать от школьных занятий.

Всё оформление помещения работает на идею библиотеки, распахнутой в огромный мир. Символы свободы — открытые окна, изображённые на картинах, рисунках, баннерах, есть в каждом зале. Особенно впечатляет посетителей баннер в зале электронной информации: за распахнутыми створками окна виден громадный земной шар в лучах утреннего солнца.

Есть ещё кошки, которые, как известно, гуляют сами по себе, и птицы, которые летят, куда хотят, не замечая границ, проведённых людьми по всему нашему миру. Изображения кошек и птиц можно встретить в самых неожиданных уголках библиотеки. Для читателей это знаковые образы, символизирующие независимость личности и полёт человеческой мысли. Дети утверждают, что такое пространство помогает работать воображению, будит фантазию. Не зря в Центральной детской библиотеке вот уже третий год подряд проходит самое фантастическое библиотечное мероприятие — «Библионочь. Детское измерение». Это всероссийская акция в поддержку чтения. Дети со всего города собираются в библиотеке, чтобы с помощью книг перенестись в другие исторические эпохи, в иные космические миры, в разные земли и страны. Впечатление от этого мероприятия настолько яркое, что книга отзывов заполняется записями: «Спасибо большое организаторам от родителей. Очень интересно и познавательно! Катя», «Добрый вечер! Это наш первый поход в эту кладезь знаний! Здесь мы нашли всё, чего желала наша душа: космос, Петербург, реформы Петра I и т.д. …Было весело! Приходите все! Школа 78, 10-а класс», «Супер-праздник! Никита Лебедев. 1а класс», «Большое спасибо за организацию такого чудесного праздника и для детей, и для родителей! Мы узнали столько нового, интересного о жизни наших предков, о современниках, о космическом пространстве. А какие замечательные у нас получились куклы «Счастье»! Выражаем вам огромную благодарность и ждём будущих приглашений! С уважением, семья Ахметовых, Калининский район».

Привет вам из 21 века, наши далёкие друзья-книголюбы Печенкин и Кайгородов из века 20-го! Как жаль, что мы не можем пригласить вас в нашу сегодняшнюю библиотеку!
Библиотекари с радостью принимают у себя многочисленных гостей. Только за последние годы в Центральной детской состоялись творческие встречи читателей библиотеки с писателями С. Лавровой, О. Колпаковой, О. Раиным из «Содружества детских писателей» Екатеринбурга, белорусскими писателями А. Жвалевским и Е. Пастернак, с детскими поэтами — челябинцами Н. В. Пикулевой, Я. Грантсом. В гости приезжали детские писатели и поэты из Москвы, Санкт-Петербурга и даже Хельсинки.

На базе Центральной городской детской библиотеки им. А.М. Горького работала секция детских библиотек «Маленькому человеку большое чтение» Международного интеллектуального форума «Чтение на Евразийском перекрёстке». Московские и петербургские гости дали высокую оценку работе библиотеки.

Хочется сказать и о работе с читающими семьями. Проект «Чтение-дело семейное» — любимое детище Центральной детской библиотеки. Без союза семьи и библиотеки читающего ребёнка не воспитать. Семьи, в которых любят читать, — могучие проводники книжной культуры. Идея объединить читающие семьи воплотилась в ежегодном форуме читающих семей. Вот уже 9 лет в библиотеке собираются семьи из всех районов города, чтобы поделиться своим опытом приобщения детей к чтению, рассказать о своих любимых книгах, порадовать всех собственными литературными трудами. Какие замечательные дети растут в читающих семьях — умные, думающие, творческие! После встреч с ними понимаешь: у города, в котором есть такие семьи и дети, есть будущее.

Дети и родители в Центральной детской библиотеке Челябинска

Есть ли будущее у библиотеки?

Как стремительно всё вокруг изменяется. Меняется и Центральная детская библиотека. Здесь уже нет закрытых дверей и глухих стен. Просторное многофункциональное помещение, где есть возможность поддержать интерес к чтению в самых разных формах, где хорошо и подростку-интеллектуалу, и малышу, и родителям, и всем, кто просто зашёл, привлечённый книжными выставками в библиотечных окнах. Хочется думать, что история библиотеки не закончится, потому что здесь хранятся подлинные ценности детской культуры — лучшие книги. Радует то, что последнее время люди стали активнее посещать библиотеки. Пришедшие однажды, возвращаются сюда не за «крутыми» развлечениями, а за тёплой тихой беседой о книгах, о жизни, за бескорыстными доброжелательными отношениями, не омраченным лихорадочными подсчётами, «сколько это стоит». Нет денежного эквивалента такой роскоши, как «роскошь человеческого общения». Вдохновляют наши друзья — взрослые люди, понимающие значение детского чтения. Челябинское областное отделение Российского детского фонда, Коллектив городского Зоопарка, Театр оперы и балета имени М.И. Глинки поддерживают все наши начинания.

Библиотечная команда

В Центральной детской библиотеке трудятся 22 библиотечных работника. Все имеют высшее образование — библиотечное или педагогическое. Директор — Елена Александровна Разборова — Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Девять сотрудников награждены Почётной грамотой Министерства культуры Российской Федерации и Российского профсоюза работников культуры. Многие трудятся в библиотеке более 15 лет, хотя, вопреки устоявшемуся мнению, здесь не тихо и не спокойно. Для них библиотека — это не просто рабочее место, а место служения детям и книгам (простите за высокопарность). Через библиотеку проходит столько хороших людей, что это даёт сотрудникам силы и укрепляет веру в разумность человечества. Для нашего всегда непростого времени это очень даже много.

Справка

Фонды библиотеки включают в себя более 91700 книг, 105 названий журналов, 18 названий газет, более 2900 аудио- и видеокассет c лучшими художественными и мультипликационными фильмами, более 2000 электронных развивающих и обучающих программ. Есть в фондах библиотеки ставшие редкостью грампластинки и диафильмы.
К услугам пользователей — золотой фонд детской литературы, русская и зарубежная классика, современная отечественная и иностранная литература, издания по всем отраслям знаний, в том числе — множество словарей, справочников, энциклопедий. Фонд методической литературы включает рекомендации по методике приобщения детей к книгам, воспитанию культуры чтения, материалы о детских писателях и их произведениях, сценарии семейных и школьных детских праздников, сборники игр, викторин, пьес для детского театра, издания по возрастной и семейной психологии.

Сегодня в библиотеке читают 7700 детей и взрослых. Количество посещений за год – 52 800. Ежегодно из фондов библиотеки выдаётся более 139000 различных изданий. Проводится более 600 массовых мероприятий.

Тамара Лебедева, 06.11.2014.

Просмотров: 2758 • Источник: Централизованная система детских библиотек Челябинска •
Рейтинг: 2. (Оценить рейтинг могут зарегистрированные пользователи)

Вы можете принять участие в обсуждении этой статьи, (если зарегистрируетесь или авторизуетесь, то сможете получать уведомления о новых комментариях)
RSSНОВЫЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
» Золотые десятилетия Челябинского музея местного края
Николай Антипин, 28.05.2017. (Туристические объекты)
RSSНОВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАЗДЕЛА
» А как же Калуга?
Адвертайзинг КАРТА74, , 13.06.2017. (Туристические объекты)
» Путешествие по национальным паркам Южного Урала
Челябинский краеведческий музей, Стоимость билета: 150 рублей, 09.03.2017. (Туристические объекты)
RSSСВЕЖИЕ ОТЧЁТЫ РАЗДЕЛА
» Сказ (Шамахинская) пещера
Valery74, 10.01.2017. (Туристические объекты)
» Промокший насквозь Гонконг
Настя, 09.12.2016. (Туристические объекты)
» Наш «Стоунхэндж»
Belog65, 04.10.2016. (Туристические объекты)
RSSСВЕЖЕЕ В ФОРУМЕ РАЗДЕЛА
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Памятник "Тыл - Фронту" в МагнитогорскеПамятник «Тыл — Фронту» в Магнитогорске — это часть триптиха (трех монументов, объединенных общей темой), в который входит знаменитая волгоградская «Родина-Мать Зовет» и «Воин-Освободитель» из берлинского Трептов-парка.
ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
Магнитогорск30.06.1929
День рождения города Магнитогорска. В этот день на строящийся металлургический завод в Магнитогорске прибыл первый поезд.
ПОЛЕЗНЫЙ ФАКТ О ПОРТАЛЕ
Форум отдыхающего — лучшее место для размещения отзывов о санаториях, базах отдыха и других организованного отдыха Челябинской области.
ГОЛОСОВАНИЕ НА ПОРТАЛЕ
Какой из разделов портала Карта74.рф наиболее интересен лично для Вас?
 Туристические объекты
 Населённые пункты
 Природные богатства
 Отдых и здоровье
 Спорт на природе
 Рыбалка и охота