| PDA-версия Карта портала Реклама на портале О проекте |
|
|
|
|
|
СВЕЖИЕ НОВОСТИ
Вы здесь: Главная » Туристические объекты » Статьи » Подводные лодки южноуральцев |
Подводные лодки южноуральцев

В январе 1943 г. молодые рабочие металлургического комбината в ознаменование приближающейся 25-й годовщины Красной Армии начали сбор средств на постройку кораблей. Призыв магнитогорцев был поддержан всей областью. Челябинский обком ВЛКСМ предложил райкомам и горкомам комсомола широко развернуть сбор средств на строительство военных кораблей. 8 января 1943 г. постановление областного комитета комсомола было передано по радио, а на следующий день опубликовано в местных газетах.
Активное участие в сборе средств приняли рабочие промышленных предприятий, труженики села, учащиеся школ Челябинской области. Была учреждена Книга почета, куда заносились фамилии рабочих, колхозников и служащих, внесших в фонд обороны большие суммы. Первый секретарь областного комитета партии Н. С. Патоличев ежедневно интересовался тем, как проходит сбор денег.
13 января 1943 г. Челябинский обком комсомола провел радиомитинг. Молодые рабочие, служащие, колхозники рапортовали о сборе денег на строительство кораблей ВМФ. Челябинский областной комитет ВЛКСМ телеграфировал в Москву, что в течение месяца комсомольские организации, трудящиеся, школьники собрали более 55 миллионов рублей.
В марте 1943 г. Верховный Главнокомандующий И. В. Сталин поблагодарил молодежь Челябинской области за активную работу по сбору средств на строительство боевых кораблей для ВМФ.
Денег, собранных жителями Челябинской области, хватило на постройку двух боевых кораблей. Был оформлен заказ на строительство подводных лодок типа «малютка». Приказом народного комиссара ВМФ Н. Г. Кузнецова лодкам были присвоены наименования М-105 «Челябинский комсомолец» и М-106 «Ленинский комсомол».
Подводная лодка «Челябинский комсомолец» строилась на кораблестроительном заводе «Красное Сормово». С завода по железной дороге ее доставили в Северодвинск, а оттуда после доводки она прибыла своим ходом в город Полярный. Командиром лодки был капитан III ранга В. Н. Хрулев. Он внимательно следил за ходом строительства, принимал оборудование корабля в эксплуатацию, комплектовал экипаж.
Подводная лодка «Ленинский комсомол» была заложена 30 октября 1940 г. и спущена на воду 10 апреля 1941 г. По первоначальному замыслу ее предполагалось использовать при охране границ в Черном и Каспий- ском морях. Но началась война, лодку с юга страны доставили к Белому морю, на Северодвинском заводе на деньги, собранные челябинцами, довели до уровня требований, предъявляемых при плавании в северных широтах. Командовал лодкой капитан-лейтенант П. С. Самарин. Лодки, доставленные на Север, успешно прошли швартовые испыта- ния, выходили в море, где экипажи отрабатывали срочное погружение и всплытие.
Лодки «Челябинский комсомолец» и «Ленинский комсомол» относились к классу малых подводных кораблей. Их длина составляла всего 44,5 метра, ширина 3,3 метра, глубина погружения 60 метров. Но бывали случаи, когда в боевых условиях лодка погружалась на глубину до 90 метров. Вооружение составляли: два носовых торпедных аппарата и 45-миллиметровая пушка. Экипаж насчитывал 22 человека.
17 марта 1943 г. челябинская делегация, в состав которой вошли бригадир передовой комсомольской бригады Челябинского тракторного завода Д. Дадонов, сталевар Магнитогорского металлургического комбината А. Кривонос, комбайнер Сосновского района А. Черноиванов, победительница соревнования среди молодежи Миасского автомобильного завода Лиза (фамилия не установлена — А. Т.), передала подводные лодки личному составу Северного флота. На них были подняты военно-морские флаги. Члены делегации вручили морякам наказ от челябинцев.
Лодка М-105 «Челябинский комсомолец» считалась одной из лучших именных «малюток». Только за годы действий на Северном флоте она совершила 10 боевых походов, потопила 6 вражеских судов общим водоизмещением 37 000 тонн, выполняла специальные задания. Экипаж за боевые заслуги трижды был награжден Почетными грамотами Наркома Военно-Морского флота. О своих подвигах подводники рассказывали в телеграммах, которые отправляли в Челябинскую область. С Южного Урала на Север шли письма, в которых южноуральцы поздравляли моряков с победами, рассказывали, как они несут фронтовую вахту на заводах, в рудниках, на полях.
В мае 1944 г. по приказу командования подводная лодка «Челябинский комсомолец» по железной дороге была перевезена на Черное море, где челябинцы продолжили службу и встретили День Победы. Ее экипаж по боевой и политической подготовке был на первом месте среди кораблей Черноморского Флота. В марте 1948 г. по приглашению Челябинского обкома ВЛКСМ область посетила делегация подводной лодки: секретарь комсомольской организации лодки старшина команды радистов-акустиков Николай Хомутов и старшина 2-й статьи Виктор Ефимов. Они побывали в совхозах, учебных заведениях, на предприятиях. В декабре 1950 г. М-105 передали в состав третьего дивизиона второй Констанской ордена Ушакова бригады подводных лодок Черноморского флота, где она продолжала службу в качестве корабля 3 ранга. 17 августа 1953 г. ее перевели в класс опытных кораблей и из боевого состава исключили. 27 августа 1955 г. подводную лодку «Челябинский комсомолец», как устаревшую физически, списали, а экипаж был расформирован.
Командир подводной лодки «Челябинский комсомолец» капитан III ранга В. Н. Хрулев жил в Архангельске, работал капитаном рыболовецкого траулера. Бывший комсорг подлодки Н. А. Хомутов в начале 1950 г. приехал в Челябинск, окончил школу МВД, затем юридический институт. Дослужился до полковника, стал заслуженным работником МВД.
Иначе сложилась судьба подводной лодки «Ленинский комсомол». Весной и летом 1943 г. она совершила два боевых похода в район Варангерфьорда и на позицию к северу от Варде. 30 июня 1943 г. подлодка вновь вышла в море. В этом походе М-106 контролировала позицию между мысами Берлевог и Маккаур, действовала решительно, но была обнаружена немецкими противолодочными кораблями. Один из них сбросил глубинные бомбы, затем таранил ее, и лодка затонула, став братской могилой для всего экипажа во главе с капитан-лейтенантом П. С. Самариным. 13 июля 1943 г., когда закончился срок ее автономности, подводная лодка «Ленинский комсомол» была признана погибшей.
В 1960-е гг. имена челябинских подводных лодок военного времени переняли современные корабли. 9 октября 1962 г. первой атомной подводной лодке Советского Союза «К-3» было присвоено имя «Ленинского комсомола» в память о челябинской подлодке М-106. 18 января 1963 г. дизельная подводная лодка Северного флота для сохранения славных традиций лодки М-105 получила почетное наименование «Челябинский комсомолец». В момент присвоения новых имен подводной лодкой «Ленинский комсомол» командовал капитан II ранга Л. М. Жильцов, лодкой «Челябинский комсомолец» — капитан II ранга Р. А. Кетов.
Тема | Дата, время
Автор |
Сообщений /
Просмотров |
Дата последнего и его автор |
Подводные лодки южноуральцев | 01.08.15 19:33 Анатолий [гость] |
4 / 510 | 04.03.16 13:31 Дмитрий |
|
| |||
|
| |||
|
||||
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ![]() | ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ![]() Из казаков, проживавших в Исетской провинции, сформировано Исетское казачье войско. |
|||
ПОЛЕЗНЫЙ ФАКТ О ПОРТАЛЕПриветствия посетителям Карта74.рф от известных людей, публикуемые на стартовой странице, чередуются в случайном порядке. Разные приветствия можно увидеть при обновлении стартовой страницы (пиктограммка «Обновить» или клавиша F5). |
ГОЛОСОВАНИЕ НА ПОРТАЛЕ |
Вы здесь: Главная » Туристические объекты » Статьи » Подводные лодки южноуральцев |
|