Вы здесь:   Главная » Туристические объекты » Статьи » Памятник лётчику, который никогда не летал

Памятник лётчику, который никогда не летал

История о памятнике летчикам и о тех, кому он посвящён…
Памятник лётчику, который никогда не летал

На так называемом «большевистском кладбище» на территории Митрофановского кладбища в г. Челябинске находится памятник, представляющий собой 6-метровый гранитный обелиск. На этом обелиске укреплена мраморная плита с фамилиями 7 «участников Гражданской войны». Братская могила и памятник включены в государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под названием «Братская могила большевиков, погибших в борьбе за советскую власть в г. Челябинске».

Однако по мнению исследователей, занимающихся изучением истории авиации в годы гражданской войны в России, в 1919 году во время Челябинской операции действия авиации, как Красной армии, так и Белой армии были очень незначительными. В заметке о Челябинской операции за 25 октября 1927 года (газета «Челябинский рабочий») упоминается о полётах колчаковских самолётов в районе Челябинска. Со стороны Красной армии летом 1919 года в районе Челябинска действовала авиация 5-й армии (28-й и 29-й разведывательные авиаотряды, РАО). Историк Вячеслав Кондратьев пишет, что в боях за Челябинск участвовал только один аэроплан — «Бикодрон» из 29 рао (единственная на тот момент боеспособная машина в отряде), который совершил несколько полетов на разведку и для «подъема боевого духа» наземных войск.

Мраморная плита на обелиске

По данным специалиста по авиации в период гражданской войны Марата Хайрулина, в настоящее время подтверждена архивными документами только гибель самолёта «Фарсаль» № 1912 (так называли самолёт «Фарман-30» с двигателем «Сальмсон» мощностью 160 л. с.) 28-го РАО. Но это полёт состоялся уже спустя 4 дня после завершения боёв в районе Челябинска, а деревня Нифанка находилась в более, чем 80 км от Челябинска.

Приказ по Красному ВВФ Действующей армии Р.С.Ф.С.Р.
№64 от 15.08.1919

§18. 08.08.1919 при возвращении с боевой разведки при спуске разбился насмерть Военный летчик авиотряда СИЗАС Евдоким с летнабом Максимом САУНИНЫМ

Начальник ПУАиВ при Штабе РВС Республики,
Военный летчик СЕРГЕЕВ.

Из опросов жителей окрестных деревень:

Не долетая деревни Нифанка над лесом из самолёта вылетел один из лётчиков. после чего самолёт задрался кверху, покачался, повернулся и стал падать. В лесу, в 6–7 верстах от деревни жители нашли обломки самолёта и около него в 30 шагах примерно лётчика-наблюдателя Саунина (выяснили по документам) вместе с сидением и пулемётной башней без признаков жизни с переломами конечностей и головы. Уже много позднее в 150 саженях нашли вывалившегося из самолётам военного лётчика Сизас, также без признаков жизни и с теми же переломами.

Эдвард (Евдоким) СизасСизас Эдуард Иванович родился первого мая 1894 года в Санкт-Петербурге. В качестве курсанта Русского авиационного корпуса окончил в Англии военную школу летчиков в августе 1917 года. (свидетельство от 22.08.1917). Вернулся в Россию, где был зачислен летчиком в 10-й корпусной авиаотряд (27 сентября 1917 года). 3 ноября 1917 произведен в младшие унтер-офицеры. Вместе с отрядом в 1918 году эвакуировался в Москву, где был зачислен летчиком 2-го авиаотряда Калужской авиагруппы (с 8.08.1918). В 1919 году после переформирования Калужской авиагруппы стал летчиком 28-го РАО.

Саунин — лётчик-наблюдатель. В июле 1917 года был подпоручиком. Был даже командиром Гренадерского корпусного авиаотряда. С 29 декабря 1917 года временно исполняющий должность командира 2-го авиадивизиона.

В сборнике документов («В боях рожденная. 1918–1920. Боевой путь 5-й армии»: Сб. док. — Иркутск, 1985) приводятся данные о количестве самолётов в 5-й Красной армии. На 15 июля 1919 года было всего 11 самолётов, в том числе 6 в 26-й стрелковой дивизии и 5 в 27 стрелковой дивизии, а на 15 августа 1919 г. осталось только 7 самолётов, в том числе 4 в в 26-й стрелковой дивизии и 3 в 27 стрелковой дивизии.

Таким образом, за 30 дней было потеряно 4 самолёта, в том числе самолёт «Фарсаль» № 1912 с Сизасом и Сауниным. О судьбе трёх других самолётов ничего не известно.

Тем не менее, в газете «Челябинский рабочий» в конце июня 1927 г. появляется вот такая заметка:

Заметка в газете

В заметке в этой же газете за 21 августа 1927 года уже говорится о памятнике на том месте, «где похоронены разбившиеся лётчики». Более того, в заметке от 12 октября 1927 года (газета «Челябинский рабочий») сообщается, что «на месте гибели лётчиков» (за зелёным базаром) постройка памятника началась. Наконец, в заметке за 22 октября 1927 года корреспондент газеты «Челябинский рабочий» пишет, что постройка памятника «на том месте, где разбились лётчики (ярмарочная площадь) заканчивается». Это последнее упоминание об этом памятнике в данной газете.

Старожилы Челябинска, в том числе А.Л. Каплан, вспоминают, что этот памятник находился на центральной аллее Казанско-Богородицкого кладбища. Фактически эта аллея была как бы продолжением улицы Никольской (ныне ул. Советская) к югу от Южного бульвара (ныне пр. Ленина). В конце 1920-х — начале 1930-х гг. на бывшем кладбище были построены баня и здание пожарной части с каланчой. В результате «памятник лётчикам» оказался как раз между этими зданиями.

В фонде ЦИКНЧ есть копия фотографии, хранящейся в музее школы милиции.

Ориентировочно весна 1932 год. На этой фотографии хорошо виден обелиск между уже построенным зданием пожарной части и строящейся баней. «Памятник лётчикам (лётчику), погибшему во время Гражданской войны» обозначен красным кружком.

Памятник летчикам

На карте Челябинска 1939 года отмечены два памятника. Один — памятник Ленину на Алом поле, а второй — во дворе нынешних домов № 51 и 53 по проспекту Ленина. Так как сведений о строительстве каких-либо памятников в центре города в 1928-1939 годы нет, то можно предположить, что здесь отмечен именно «памятник лётчикам».

Фрагмент карты 1939 года

Глинкин М.Ф. в дипломной работе 1950 года ссылается на фотографию памятника лётчикам, хранящуюся в Челябинском краевом музее. Однако в фондах областного краеведческого музея этой фотографии в настоящее время не обнаружено.

В 1949-1950 годы памятник был перенесен на Лесное кладбище, где он находился до весны 1975 года. Никаких надписей или памятных табличек на памятнике со дня его установки в 1927 году по 1975 год не было. По некоторым данным, рядом с обелиском стоял пропеллер от самолета эпохи Гражданской войны. Но в ходе переноса памятника пропеллер потерялся.

Лесное кладбище

Документов о переносе останков лётчика или лётчиков на Лесное или Митрофановское кладбище нет. С середины 1960-х годов в статьях и книгах Колпаковой В.С. появляется фамилия лётчика Веденёва Н.Н. (или Веденеева Н.Н.), умершего в 1918 году. В 1975 на памятнике на братской могилы борцов за Советскую власть на Митрофановском кладбище к списку захороненных добавляется фамилия Веденеева. В книге «Памятники истории Челябинской области» (1990 год) уточняется, что здесь похоронен Веденеев Николай Петрович, политкомиссар 1-го запасного полка 5-й армии, умер от тифа в 1919 году в Челябинском военном госпитале. С очень большой долей вероятности можно предположить, что Веденёв Н.Н., Веденеев Н.Н. и Веденеев Н.П. — это один и тот же человек.

В 1918 участились перелёты самолётов Красной Армии к белым. Тогда в сентябре 1918 года А.В. Сергеев, назначенный чрезвычайным уполномоченным ГУВВФ на Урале, издал приказ непременно включать в экипажи всех самолетов, отправляемых на боевые задания, членов ВКП(б). Одноместные самолеты отныне дозволялось пилотировать только коммунистам. И назначенным в авиаотряды политкомиссарам, зачастую людям немолодым и сугубо штатским, пришлось волей-неволей осваивать специальность летчиков-наблюдателей. Таким «наблюдателям» вменялось в обязанность в случае преднамеренной посадки на вражеской территории застрелить пилота, сжечь самолет и только после этого — пробираться к своим!

Митрофановское кладбище

В 1975 году «памятник лётчикам» с Лесного кладбища перенесён на Митрофановское кладбище на братскую могилу борцов за Советскую власть. Этот 6-метровый гранитный обелиск заменил ранее находившийся там памятник из известняка. Таким образом фактически могила шести борцов за Советскую власть была объединена с могилой Веденеева Н.Н., который, скорее всего, так никогда не летал и, тем более, не участвовал в воздушных боях. А памятник, возведённый в честь «разбившегося лётчика», стал памятником борцам за Советскую власть и вероятному лётчику.

Юрий Латышев, 05.10.2015.

Просмотров: 2227 • Источник: Специально для КАРТА74.рф •
Компания: АрхиСтраж
Рейтинг: 3. (Оценить рейтинг могут зарегистрированные пользователи)

Вы можете принять участие в обсуждении этой статьи, (если зарегистрируетесь или авторизуетесь, то сможете получать уведомления о новых комментариях)
RSSНОВЫЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
» Золотые десятилетия Челябинского музея местного края
Николай Антипин, 28.05.2017. (Туристические объекты)
RSSНОВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАЗДЕЛА
» А как же Калуга?
Адвертайзинг КАРТА74, , 13.06.2017. (Туристические объекты)
» Путешествие по национальным паркам Южного Урала
Челябинский краеведческий музей, Стоимость билета: 150 рублей, 09.03.2017. (Туристические объекты)
RSSСВЕЖИЕ ОТЧЁТЫ РАЗДЕЛА
» Сказ (Шамахинская) пещера
Valery74, 10.01.2017. (Туристические объекты)
» Промокший насквозь Гонконг
Настя, 09.12.2016. (Туристические объекты)
» Наш «Стоунхэндж»
Belog65, 04.10.2016. (Туристические объекты)
RSSСВЕЖЕЕ В ФОРУМЕ РАЗДЕЛА
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
ПарижНа Южном Урале находятся больше 20 населенных пунктов, названных в честь городов европейского континента. Это мировой рекорд. На нашей планете нигде не встретить региона, в котором сосредоточено больше «заимствованных» названий.
Так на карте Челябинской области есть Париж, Берлин, Лейпциг, Фершампенуаз, Чесма.
ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
Михиал Израилович Болгар10.12.1948
Родился Михаил Болгар (ум. 16.08.2003) — турист, Заслуженный путешественник России, кандидат в мастера спорта СССР, участник и руководитель водных походов различных категорий сложности, чемпион СССР по туризму (1974), руководитель (2001–2003) Челябинской областной маршрутно-квалификационной комиссии, президент Челябинской областной федерации спортивного туризма, инструктор международного класса, гид-проводник международного класса.
ПОЛЕЗНЫЙ ФАКТ О ПОРТАЛЕ
Приветствия посетителям Карта74.рф от известных людей, публикуемые на стартовой странице, чередуются в случайном порядке. Разные приветствия можно увидеть при обновлении стартовой страницы (пиктограммка «Обновить» или клавиша F5).
ГОЛОСОВАНИЕ НА ПОРТАЛЕ
Какой из разделов портала Карта74.рф наиболее интересен лично для Вас?
 Туристические объекты
 Населённые пункты
 Природные богатства
 Отдых и здоровье
 Спорт на природе
 Рыбалка и охота