Вы здесь:   Главная » Туристические объекты » Статьи » Крылатый конь на гербе Златоуста

Крылатый конь на гербе Златоуста

Почти три с половиной десятилетия прошло с тех пор, как с легкой руки скульптора и художника Владимира Жарикова крылатый золотой конек взлетел на наш городской герб. Взлетел, да так и остался здесь навсегда, став немеркнущей с годами эмблемой старинного уральского города с поэтическим именем — Златоуст.
Крылатый конь на гербе Златоуста

Не случайно иной раз и город наш называют городом крылатого коня. А как случилось, что древнегреческий Пегас, принесший гром и молнию самому Зевсу и ставший позднее символом поэтического вдохновения, оказался вдруг на гербе Златоуста? История эта весьма интересна и занимательна, но началась она вовсе не в 1966 году, а гораздо раньше.

Как Златоуст получил свой герб?

После 1917 года наряду с дворянскими утратили свое официальное значение и территориальные гербы (губерний, областей, городов). Вновь интерес к городскому гербу как к эмблеме, отражающей специфику конкретного городского поселения, возник в середине 1960-х годов. В это время в некоторых городах СССР делались попытки создания новых городских гербов. Надо сказать, что никаких решений на уровне государственной власти, регламентирующих этот процесс, не принималось, и городские власти действовали по своей инициативе.

В Златоусте идея создания своего городского герба появилась в 1966 году. Вот что вспоминает один из участников тех событий Федор Николаевич Яблонский: — Весной к нам в отдел пропаганды и агитации горкома КПСС (я тогда работал заместителем заведующего отделом, а заведующим был Борис Гринев) пришли наши художники и предложили создать герб города. Идея по тем временам была необычной.

Пошли к первому секретарю горкома Владимиру Николаевичу Гинько… и встретили полную поддержку. Он тут же связался с председателем горисполкома Яковлевым, и было решено объявить конкурс на лучший рисунок герба города. Об этом конкурсе вскоре сообщила городская газета.

Участие в конкурсе приняли граверы завода имени В. И. Ленина, художники металлургического завода и наши профессиональные художники. Помню, что только в горкоме дважды шло обсуждение представленных эскизов. И больше всего всем понравился эскиз, представленный Владимиром Павловичем Жариковым. Все разговоры вертелись именно вокруг него. Всем была понятна символика нового герба: ковш с расплавленной сталью и летящий бушуевский конек. Нет, споры были — шестеренки добавить надо, кусочек ткани и прочее, прочее, прочее. Но Володя Жариков, Борис Гринев отстаивали обобщенный образ города, выраженный в эскизе. Спор был горячий, но, наконец, все сошлись на том, что эскиз Жарикова лучше всех и его надо рекомендовать к утверждению.

Вскоре после утверждения герба было принято решение и об учреждении Знамени города Златоуста, и с тех пор это Знамя торжественно вносили на все торжественные городские собрания, оно открывало праздничные демонстрации. И всегда его несли лучшие люди города. В 1980 году на него был прикреплен орден Октябрьской революции, которым наградили Златоуст. А через год решено было установить звание Почетного гражданина города Златоуста.

Герб города ЗлатоустА вот что вспоминал сам автор герба — Владимир Павлович Жариков — в беседе с журналистом «Златоустовского рабочего» Алией Гарницкой в сентябре 1994 года, накануне 240-летия Златоуста:

— …Проектов было много, в художественных решениях присутствовали, в духе того времени, промышленные символы. Сказывалось то, что в конкурсе принимали участие заводские художники, каждый из них тяготел в изображении к профилю производства своего предприятия. Так что была вероятность стать гербом Златоуста… какой-нибудь шестеренке.

— Неужели можно допустить такую мысль? Ваш крылатый конь и ковш с булатом так емко, глубоко, поэтично отражают особенность Златоуста, что комиссия должна была сразу остановить выбор на Вашем варианте!

— Я должен сказать, что крылатый конь был не только в моем проекте, в конкурсе участвовали такие известные художники-граверы, как Кузьмичев, Валиев, Тарынин, — им ли не вспомнить бушуевских крылатых коней, работая над златоустовским гербом.

— А как Вы пришли к такому решению? Когда Вы впервые познакомились со Златоустовской гравюрой?

— Еще до приезда в Златоуст. Я окончил в Харькове институт искусства: живопись, скульптура, графика. Из всех предложенных направлений выбрал Златоуст, было что-то притягательное в его названии. А тут еще супруга моего профессора, узнав о моем выборе, всплеснула руками и тотчас извлекла из буфета груду столовых приборов, сияющих золотым узором: вот какое чудо там творят! Но когда мы приехали в Златоуст, он показался нам суровым и мрачным, лили беспросветные дожди. А я в белом плаще и в белых тапочках, разбрызгивая лужи, утопая в грязи, искал от дома к дому угол для семьи. Жена моя приуныла: там, в Харькове, перед ней открывались такие перспективы, ее работы уже были отобраны для выставки в Брюсселе. Но она махнула рукой: возьмем реванш на Урале… А тут казалось все обыденным, и только крылатые кони на клинках долго были нашей радостью. Не удивительно, что я их «впряг» в герб города.

13 мая 1966 года герб Златоуста был официально утвержден решением исполнительного комитета Златоустовского городского Совета депутатов трудящихся. Проект решения, как вспоминает Ф. Н. Яблонский, готовился отделом пропаганды и агитации горкома КПСС. Спустя два дня, 15 июня, на первой полосе «Златоустовского рабочего» появилась редакционная статья «Герб нашего города».

Исполком горсовета, говорилось в статье, «идя навстречу пожеланиям трудящихся, своим решением утвердил герб города Златоуста» и рекомендовал его использовать на предприятиях, в организациях и учреждениях. Дирекции завода им. Ленина предлагалось изготовить образец герба в традиционном стиле златоустовской гравюры на стали и хранить один экземпляр образца герба в горисполкоме, другой — в городском краеведческом музее. Планировалось установить изображения герба на въездах в город со стороны Кусы и Миасса и на здании железнодорожного вокзала. Замечу, что некоторые пункты этого постановления, как это часто у нас бывает и доселе, остались не выполненными. Не появился герб на здании вокзала станции Златоуст. Не удалось мне пока отыскать следы гравированных гербов, поэтому не берусь утверждать с точностью — были они тогда сделаны или нет. Сотрудники нашего краеведческого музея утверждают, что в музее такого герба никогда не было.

Правда, позднее герб Златоуста всё-таки был выполнен в технике гравюры на стали и его изображение можно увидеть в некоторых изданиях (каталоге гравюры 1990 года, настенном календаре 1993 года). Добавлю, что в технике гравюры изображен герб и на памятной медали, выпущенной небольшим тиражом к 225-летию Златоуста. А вот как звучало описание новой городской эмблемы: «Герб города Златоуста представляет собой ровную плоскость в виде ковша, символизирующего качественную металлургию, как одну из ведущих отраслей промышленности. На нем изображен летящий крылатый конь, символизирующий самобытную златоустовскую гравюру. В нижней части ковша имитированным старославянским шрифтом написано слово «Златоуст». Поле герба — алое, всё остальное — желтое».

Автор герба — художник В. П. Жариков — был награжден Почетной грамотой. «Мне дали квартиру, — вспоминает Владимир Павлович, — я смог с семьей выбраться из коммуналки, начать нормально работать».

Добавлю, что звания почетного гражданина Златоуста Жариков был удостоен только в 1994 году (впрочем, Лидия Скобликова, став шестикратной олимпийской чемпионкой в 1964-м, почетного гражданства удостоилась еще позже — в 1999 году).

Город крылатого коня

Новый герб как-то очень быстро вошел в жизнь города и стал очень популярным. В конце 1966 года часовой завод выпустил первые и, на мой взгляд, самые удачные значки с изображением герба Златоуста. Не знаю точно, сколько вообще значков было выпущено, но в моей коллекции их насчитывается ровно десять. Любопытно, что в серии значков, выпущенных в конце 1970-х годов и посвященных П. П. Бажову и его сказам, на значке «Иванко-Крылатко» изображен не бушуевский, а жариковский стилизованный конек. Интересен и очень редок значок, подаренный мне Н. А. Косиковым. На нем надпись «Краевед Южного Урала» и изображение крылатого коня над дымящими трубами завода.

Судя по манере исполнения, значок был сделан на заводе им. В. И. Ленина. А вот на значке, выпущенном к 240-летию Златоуста поле герба голубое, конек — серебристый, а надпись сделана красными буквами. В 1967 году крылатый конь с герба взлетел на обложку книги М. Д. Глинкина «Златоустовская гравюра на стали» (художник Е. К. Первышин). В 1971 году крылатый конек появился на суперобложке книги Н. В. Верзакова «Златоустовский имени Ленина» (художник А. В. Гилев). Его стали включать в свои заводские эмблемы многие предприятия города.

Рисунок крылатого коняНо самое главное — новый герб признали своим сами златоустовцы. Пройдите сегодня по городу, и вы увидите крылатого конька в резьбе на наличниках, вырезанного из жести и прибитого на воротах, нарисованного рядом с номером дома. И очень скоро даже сам Златоуст получил своеобразное второе имя — город крылатого коня. Герб города занял прочное место в городской истории. И еще. Не так уж редки случаи, когда какой-либо архитектурный памятник, инженерное сооружение, интересная скульптура становятся художественным своеобразным символом того или иного города. Но часто ли случается наоборот? А ведь в Златоусте это именно и произошло: символ города — крылатый конь — стал памятником.

В мае 1984 года скульптура «Крылатый конь» работы В. П. Жарикова украсила площадку перед зданием нового главпочтамта на улице Ленина. В 1995 году постановлением главы администрации г. Златоуста это произведение художника отнесено к памятникам местного значения. Надо сказать, что В. П. Жариков, придерживаясь основных правил геральдики, создал очень удачный вариант современного городского герба, что в последующем было отмечено специалистами. Так, Н. А. Соболева, доктор исторических наук, автор монографии «Российская городская и областная геральдика XVIII-XIX вв.» и зам. председателя Координационной комиссии по созданию и пропаганде новых городских гербов при Отделении истории АН СССР, писала, что примером современного городского герба «может служить герб Златоуста. Основой эмблемы в нем является стилизованное изображение летящего крылатого коня — символа златоустовской гравюры на стали. Эта эмблема образна, выразительна, самобытна» (Соболева Н. А. Современный городской герб — визитная карточка города. //Наука и жизнь, 1988, 7, стр. 68). Но есть одна очень любопытная деталь. Крылатого бушуевского конька как символ Златоуста за несколько лет до В. П. Жарикова использовал еще один человек.

В 1958 году в городе вышла книга «Материалы по истории Златоуста», первая послевоенная краеведческая книжка, изданная в городе и ставшая ныне библиографической редкостью. На обложке этой книги изображен золотой крылатый конь с красным знаменем (цвета будущего герба!). А нарисовал этого конька, причем в более реалистическом, а не стилизованном, виде известный исследователь златоустовской гравюры на стали Михаил Дмитриевич Глинкин. Наверное, потому и так быстро прижился новый герб, что идея-то буквально носилась в воздухе, а Владимир Павлович Жариков самым удачным образом воплотил ее в жизнь.

Сайт «Мой Златоуст», 06.09.2013.

Просмотров: 7351 • Источник: Мой Златоуст
Рейтинг: 1. (Оценить рейтинг могут зарегистрированные пользователи)

Вы можете принять участие в обсуждении этой статьи, (если зарегистрируетесь или авторизуетесь, то сможете получать уведомления о новых комментариях)
Тема Дата, время
Автор
Сообщений /
Просмотров
Дата последнего и его автор
Крылатый конь на гербе Златоуста   18.04.17 14:52
поа [гость]
1 / 90 18.04.17 14:52
поа [гость]
RSSНОВЫЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
» Золотые десятилетия Челябинского музея местного края
Николай Антипин, 28.05.2017. (Туристические объекты)
RSSНОВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАЗДЕЛА
» А как же Калуга?
Адвертайзинг КАРТА74, , 13.06.2017. (Туристические объекты)
» Путешествие по национальным паркам Южного Урала
Челябинский краеведческий музей, Стоимость билета: 150 рублей, 09.03.2017. (Туристические объекты)
RSSСВЕЖИЕ ОТЧЁТЫ РАЗДЕЛА
» Сказ (Шамахинская) пещера
Valery74, 10.01.2017. (Туристические объекты)
» Промокший насквозь Гонконг
Настя, 09.12.2016. (Туристические объекты)
» Наш «Стоунхэндж»
Belog65, 04.10.2016. (Туристические объекты)
RSSСВЕЖЕЕ В ФОРУМЕ РАЗДЕЛА
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Алкоголь в ЧелябинскеКак отмечает В. А. Весновский в карманном справочнике «Весь Челябинск и окрестности» (вышел в 1909 году), в 1908 году в Челябинске действовали 6 пивных складов, до 70 пивных заведений, 4 ресторана и несколько трактиров.
ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
ЧМ по тхэквондо 201512.05.2015
В Челябинске начался первый в истории России чемпионат мира по тхэквондо WTF. В эти соревнования было введено несколько значимых инноваций, например электронные шлемы, которые использовались впервые. В чемпионате приняли участие около тысячи спортсменов — представители более 140 стран.
ПОЛЕЗНЫЙ ФАКТ О ПОРТАЛЕ
«Поиск по порталу» позволяет найти всё что связано с предметом поиска, в том числе описания в каталогах, отчёты, галереи, новости, статьи, частные объявления и форумы в которых хоть раз упоминались эти слова.
ГОЛОСОВАНИЕ НА ПОРТАЛЕ
Из какого источника должно финансироваться строительство галереи «Метеорит»?
 Федеральный бюджет
 Областной бюджет
 Городской бюджет
 Частные инвестиции
 Личные средства автора проекта
 Всем миром! На добровольные пожертвования граждан