Вы здесь:   Главная » Туристические объекты » Статьи » Казанская тропа или Старая Казанская дорога

Казанская тропа или Старая Казанская дорога

Понятие «казанская тропа» или еще Старая Казанская дорога неразрывно связано с историей освоения и колонизации Южного Урала. Многие слышали про нее. Более того, вам могут показать даже остатки этой древней дороги, которая соединяла Европейскую часть России и Сибирь.
Казанская тропа или Старая Казанская дорога

Старая Казанская дорога — это один из исторических путей, соединявших европейскую и азиатскую части нашей страны, по крайней мере, с эпохи средневековья. Исторические пути являются объектом постоянного интереса историков и, в частности, археологов, поскольку дороги определяли стабильные маршруты передвижения не только торговых караванов, но и миграционных потоков; расположение населенных пунктов, выполнявших функции «караван-сараев» в какой-то степени географию размещения погребальных памятников.

Причем устойчивые маршруты формировали подобное наполнение окружающего пространства на протяжении нескольких эпох. Свою роль традиционные пути сохраняли вплоть до недавнего времени — до XVIII–XIX вв., а в некоторых случаях и до наших дней, при этом степень изученности истории разных дорог весьма различается. Если взять ситуацию с трансуральскими маршрутами, то довольно хорошо известны: древний путь в Югру, соединявший в средние века северные русские земли и Зауралье, — шла эта дорога от Чердыни по Вишере и Лозьве на Тавду, затем по Тоболу на Туру, однако была весьма длинна и трудна в использовании.

Существовал маршрут, которым прошел в Сибирь Ермак, но он тоже был довольно труден. В 1597 г. Артемий Бабинов указал новую, более удобную дорогу, ведущую от Соликамска к верховьям реки Туры, где и был поставлен город Верхотурск, а сама дорога получила название Новой Сибирской Верхотурской, или Верхотурской, однако чаще используется наименование по имени открывателя — Бабиновская дорога.Бабиновская дорога

Существовала также Чусовская дорога для контроля за которой была поставлена Чусовская-Уткинская слобода, а затем, на ее месте, Уткинская пристань. Правда, Уткинская слобода (первоначально Чусовская застава) контролировала, в большей степени путь из района Кунгура по р. Сылва, через верховья Чусовой, далее на р. Исеть; на этом же маршруте, очевидно, возникло село с говорящим названием Караульное в верховьях р. Сылвы. Впоследствии по этой трассе будет проложена трансуральская часть Большого Сибирского тракта, но как будет показано дальше, не все так однозначно.

На фоне этих простых и ясных описаний трансуральских путей довольно запутанной выглядит ситуация со Старой Казанской дорогой. Наверное, последний, кто попытался дать четкое определение маршрута этой дороги и показать его на карте был Л. Е. Иофа: «она (дорога) шла с востока от верховьев Исети степью-«полем» и разветвлялась по направлению рр. Уфы и Сылвы». Это описание несколько расходится с изображением дороги на карте в той же книге — на карте дорога подходит к р. Исети, но она ведет от Тобола, от слободы Царево городище. Затем выясняется, что Л. Е. Иофа считал важнейшей коммуникационной линией с Сибирью связку Исеть–Сылва, где проходил древний караванный путь из Бухары в Булгарию и именно к ней относил название Старая Казанская дорога, хотя на карте этот путь проходит между озерами Касли и Иртяш и далее следует по долине р. Уфа.

Еще более туманно описание дороги в «Уральской исторической энциклопедии», которое представляет собой пересказ текста Л. Е. Иофа. Если мы заглянем в труды исследователей XIX в., то получим более конкретные описания трассы Старой Казанской дороги, точнее не одной трассы, а нескольких. А. А. Дмитриев описывает маршрут южного трансуральского пути так: «Начинаясь в Казани и Нагаях (на р. Яике), она шла по двум направлениям до г. Уфы, а отсюда по долине р. Уфы в Зауральскую Башкирию, чрез башкирския волости Кара-Табынскую, Катайскую и другия и далее на восток до Ялуторовска. <…> На восток от Каслей эта дорога шла по левому берегу р. Караболки (течет в Синару, приток Исети), по которой жили только башкиры и мещеряки, возле озер Большие и Малые Аллаки, на озеро Пороховое, на р. Синару, возле озера Маяна к р. Исети и оттуда на Катайский острог. К западу же от Каслинскаго истока эта дорога переваливала чрез Урал и затем разветвлялась надвое: одна ветвь шла на Уфу, другая на Кунгур. <…> В башкирский период и позже дорога эта называлась Сибирской, также «Старой Казанской», иногда «Уральской». Отметим названия этой многоликой дороги и отправимся изучать работы по истории Урала дальше. Чусовая дорога

Коснулся этой темы и В. Н. Шишонко: «Чрез Катайский острог пролегала старинная дорога из Сибири, от урочища Явлутор… Означенная дорога тянулась к перешейку между озерами Иртышем (Иртяшем — Автор) и Большие Касли, потом, по перевале через Урал, она разделялась на две ветви, из коих одна шла на Кунгур, другая на Уфу. Эта дорога еще в 1680 г. называлась Старой Казанской дорогой; называлась она и Уральской дорогой». Затем у него же: «На истоке этом (из оз. Бол. Касли в оз. Иртяш — Автор), запруженном при самом выходе из озера Каслей, построен Каслинский… завод. Через завод сей и доселе проходит довольно важный торговый путь из Европейской России в Троицк и в Сибирь, нигде в статистических описаниях не показанный. Дорога эта в царствование Алексея Михайловича и Федора Алексеевича уже называлась «Старой Казанской дорогой»».

Итак, несколько пересекающихся маршрутов, которые имеют одновременно несколько названий: Казанская, Уральская и Сибирская дороги. Наименование «Сибирская» выводит нас к еще одному пути — Ермак, согласно летописным указаниям, которые приводят как В. Шишонко, так и А. Дмитриев, во время своего перехода через хребет, дошел до Сибирской дороги, проходившей в 2 днях пути вверх от Чусовой по речке Серебрянке. Как поясняет А. Дмитриев, под Сибирской дорогой здесь «нужно разуметь южную дорогу из Сибири в Ногайскую орду, между которыми существовали постоянные сношения. Этою дорогою пользовались только инородцы, особенно Сибирские Татары, Вогулы, Остяки и Ногаи; русское же правительство ее не признавало».

Получаем еще одну сибирскую дорогу, которая шла, очевидно, с севера (р. Серебрянка) в ногайские владения, то есть на юг. К этому клубку добавим еще несколько свидетельств, чтобы окончательно запутать читателя. Как уже упоминалось, Л. Е. Иофа называл Старой Казанской дорогой путь, проходивший через верховья р. Чусовой. Так же В. В. Пестерев, ссылаясь на работу А. Титова, пишет, что Верхне-Чусовской острог «…(как и Катайский острог) был построен на знаменитой «Казанской тропе», шедшей из Казани через башкирские степи на Тобольск».

Таким образом, к числу Казанских трасс оказался причастен и будущий Большой Сибирский тракт. Использовали Старую Казанскую дорогу (причем именно под таким названием) как ориентир и геодезисты, составлявшие планы и описания участков, отводимых под разработку рудников для назначенных к строительству Златоустовского и Саткинского заводов в 1751–1765 гг.: «…до речки Уряк с левой стороны и до дороги старой Казанской, а вершина оной речки Уряка влеве с 4 версты… от той дороги Старой Казанской поворотя влево до речки Куваши впадшей в речку Ай вниз с левой стороны… пошли по инструменту от Саткинского заводу подле дорогу по которой ездят из города Казани в Новотроицкую крепость» (ОГАЧО, Ф. И-227, Оп. 1, Д. 1, ЛЛ. 215, 447).

Изображение этого отрезка очередной Казанской дороги есть на одной из карт земель Златоустовских заводов, составленной в 1762 г., где она подписана: «Дорога (от строящегося Троицкого Саткинского графа Александра Строганова завода — Автор) в Троицкую крепость» (ОГАЧО, Ф. И-172, Оп. 1, Д. 72). Сама эта дорога, точнее место пересечения ею Уральского хребта, зафиксировано еще в XVII в. В начале 1670-х гг. на месте впадения в р. Ай двух речек Тасьм стоял Новый Уральский городок — база экспедиции по поиску серебряной руды.

Руководитель работ в 1672–1674 гг. Яков Хитрово, похоже, вновь «открыл» Старую Казанскую дорогу, по которой можно было отправлять письма и грузы от Уральского острожка до Москвы напрямую — через Уфу и Казань, а не вкруговую — через Верхотурье. Он писал, что «уфимской дорогой до Москвы полтрети тысячи (две с половиной тысячи — Автор), а сибирской – 4000 верст и более», правда, уточнял, что через башкирские леса и степи без толмача и проводника ездить невозможно. Оставив на время в стороне обилие маршрутов изучаемой многоликой дороги, попытаемся разобраться с ее названиями. Одно из наименований — Уральская – объясняется довольно просто и прокомментировал это в свое время В. Н. Шишонко: «Название: Урал заимствовано от Башкирцев, которые придавали его водоразделу в нынешнем округе Златоустовских заводов и несколько южнее и несколько севернее; Русские вначале тоже только эту часть хребта называли Уралом. (Так в книге большому Чертежу говорится, что р. Белая вытекла от Уральтовыя горы). И до ныне в простонародье только эта часть хребта называется Уралом».

Действительно, на карте 1737 г. название Урал имеет лишь один участок хребта (РГВИА, Ф. ВУА, Д. 20618). Таким образом, название Уральская было применимо к тем дорогам, которые пересекали хребет в его южной части. С наименованиями Казанская и Сибирская, казалось бы, все просто — соединяют дороги Поволжье (Казань) и Сибирь, отсюда и названия. Однако, возможно, что дело обстоит несколько иначе. В данном случае речь идет о территории Южного Урала, т.е. Башкирии, а Башкирия делилась на четыре административные области — даруги, или дороги: Казанскую, Осинскую, Сибирскую и Ногайскую. Казалось бы, при чем здесь административные области? Однако автор работы о «даругах»-«дорогах» Казанского ханства Р. Ф. Галлямов, отметил взаимосвязь административного округа «даруги»-«дороги» и транспортно-географического понятия «дорога». Если кратко обобщить выводы Р. Ф. Галлямова, каждой даруге Казанского ханства, позже Казанского уезда, соответствовала одноименная транспортная магистраль. Карта Уральских дорог

Попытаемся рассмотреть ситуацию с дорогами и их названиями, исходя из деления Башкирии XVII–XVIII вв. Авторы «Реестра и описания башкирских волостей», составленного в 1730 г., писали: «Итого в Башкирской провинции имянуются дорог 4, которые не для проезда, но вместо уездов, или как в российских уездах имянуются разные станы» [7, с. 137]. Однако в том же документе далее говорится: «Езды от Уфы по Нагайской дороге до Уралу… А по Сибирской дороге от города Уфы до Урала горы, откуда вышла Уфа река, езды 10 дней, а за Уралом до крайних жилищ башкирских два дня, а от башкирских крайних жилищ, до жилищ Сибирской губернии, Тобольского уезду, верст по 10-ти и по 15-ти» [7, с. 137–138]. Также и П. И. Рычков, перечисляя заводы Оренбургской губернии указывал: «…по Нагайской дороге в Тамьянской волости… на Сибирской дороге в Трухменской волости… по Осинской дороге в Гайнинской волости…».

Точкой отсчета являлся г. Уфа, где сходились как административные дороги, так и транспортные. Таким образом, дорога, шедшая из Южного Зауралья на запад, в Поволжье, неизбежно вела в Казанскую даругу и поэтому именовалась Казанской. Дорога, шедшая из Южного Приуралья на восток, называлась Сибирской, даже если она и не шла потом в Сибирь, а уходила в Среднюю Азию, минуя русские населенные пункты, поскольку все равно проходила через Сибирскую даругу, т.е. Южное Зауралье. Итак, причиной разночтений по трассе Старой Казанской дороги у Л. Е. Иофа и весьма неконкретного описания ее в «Уральской исторической энциклопедии» явилась неверная постановка вопроса. Исходя из того, что ответ на вопрос «что такое Казанская дорога» давно известен, авторы этих публикаций пытались определиться с тем, «где ?» проходила эта самая дорога. Ответить же на этот вопрос однозначно невозможно, поскольку пролегала эта дорога в самых разных местах Южного Урала. Для того, чтобы непротиворечиво совместить многочисленные маршруты в пределах одного определения, нам придется все же ответить на первый и главный вопрос, который вынесен в название настоящей публикации: «Что такое Старая Казанская дорога?». И, на наш взгляд, верный ответ на этот вопрос: Система дорог, соединявших азиатскую и европейскую часть континента, проходивших через Южный Урал, включавшая в себя отдельные участки меридиональных путей, проходивших вдоль Уральского хребта. Насколько можно судить по описаниям А. А. Дмитриева и В. Н. Шишонко, исследователи XIX в. воспринимали Казанскую дорогу именно так и считали это вполне естественным, не видя необходимости растолковывать ее многоликость отдельным образом. Большую работу по сбору воедино имеющейся информации о путях караванной торговли в урало-казахстанском регионе проделал А. Д. Таиров — на основании анализа письменных и картографических источников, изучения и сопоставления их с данными материалов археологических исследований, он восстановил значительную часть трасс, существовавших в Южном Зауралье с эпохи раннего железного века до XIX в.

В некоторых случаях А. Д. Таиров в своей работе был вынужден опираться на картографические источники XIX в., где показана ситуация актуальная на момент составления карт и измененная по сравнению с периодом начала колонизации Зауральской Башкирии — часть дорог (маршрутов) потеряли свое значение и практически исчезли, некоторые изменили трассы, в большей или меньшей степени, что зависело от разрастающейся сети населенных пунктов и прокладки новых дорог между ними. Держаться старой трассы, когда в том же направлении ведут новые дороги, поддерживающиеся в более-менее сносном состоянии и проходящие через населенные пункты, где можно встать на отдых, смысла не имело. Поэтому в некоторых случаях новые населенные пункты основывались на старых путях, а иногда старые дороги изменяли маршрут, приспосабливаясь к изменившейся ситуации. Детальное описание маршрутов Старой Казанской, или Сибирской, дороги заняло бы много места, да и не имеет смысла, поскольку в основном все уже изложено в приведенных выше цитатах из работ А. А. Дмитриева, В. Н. Шишонко, архивных документов. Гораздо нагляднее будет соотнести процитированные описания с дорогами, показанными на картах XVIII в. Наиболее информативны в этом отношении карты начального периода русской колонизации Зауральской Башкирии, когда большинство старых дорог еще сохраняли свои трассы и еще существовали многочисленные аулы вдоль основных путей. После подавления восстания 1735–1740 гг. большая часть этих аулов прекратила свое существование.

План-карта Уфимской провинции, составленная М. Пестриковым в декабре 1736 г., опубликована в приложении к книге А. В. Псянчина «Башкортостан на старых картах». К сожалению, качество публикации оставляет желать лучшего, тем не менее, дороги, отмеченные на этом документе разными литерами, вполне различимы, а это для нас главное. Кроме этого, в нашем распоряжении имеется копия с карты Уфимской провинции, составленная в декабре 1737 г. (РГВИА, Ф. ВУА, Д. 20618). Качество копии также далеко от идеала, однако фрагмент ее мы здесь привели, поскольку этот документ более подробно отображает ситуацию с дорогами и позволяет приблизительно представить их количество, хотя, разумеется, показаны далеко не все маршруты, а лишь наиболее актуальные на момент составления карт. Дороги из Казани в Уфу, обозначенная литерой «A», и с Яика (из Ногаев) в Уфу, под литерой “B”, описаны А. А. Дмитриевым. Дорога под буквой «С» шла от Прикаспия по р. Яик и далее на север вдоль Уральского хребта, вполне возможно, что это та самая Сибирская дорога, рядом с которой Ермак построил Кокуй-городок.

Одно из ответвлений этого пути проходило через место впадения р. Увельки в р. Уй, где позже была заложена Троицкая крепость (г. Троицк) и вело на северо-восток, мимо оз. Касли. Вышеописанная дорога пересекалась с южным путем из Казани в Сибирь и Среднюю Азию, варианты которого отмечены на карте 1736 г. литерами «F» и «G». Буквой «D» обозначена дорога из Уфы в Екатеринбург, которая шла от Уфы на север, вдоль хребта и по долине р. Уфы, а затем вливалась в Сылвенско-Исетскую дорогу (северный вариант Старой Казанской дороги, будущий Большой Сибирский тракт).

Этот путь имел «рукав», не показанный на документе 1736 г., но отмеченный на карте 1737 г, пересекавший хребет в районе озер Касли и Иртяш и далее шедший мимо р. Караболки на р. Исеть и далее к Ялуторовску. Еще одна дорога, показанная на обеих приведенных картах, но не отмеченная литерой в документе 1736 г, шла от Уфы прямо на восток, пересекая Уральский хребет в районе современной Сатки и Златоуста.

Современная автомобильная дорога Челябинск–Уфа–Москва в основном проходит по трассе этой дороги. В XVIII в., а, скорее всего и раньше, от этого места пересечения хребта шли дороги на юг — к верховьям Яика и устью Увельки и на восток, мимо оз. Аргази к оз. Касли и далее по любому из многих путей, образовывавших своеобразный «транспортный узел» в районе озер Касли и Иртяш. Ситуация, показанная на карте 1737 г., очень хорошо согласуется с текстом документа конца XVII в.: «…меж озер Иртяш и Касли через Урал-Камень проезжая большая дорога в Казань, и на Уфу, и на Кунгур… И кроме той дороги летом и зимою купецким людям с товары проехать утайкою будет не куды: объезжия дороги все сошлись к тем озерам, к Истоку, что течет из Касли озера в Иртяш озеро».

Дороги эти, несомненно, претерпевали изменения, в разные периоды активность использования одних сходила на нет, в то время как по другим шло весьма оживленное движение. Дорога, пересекавшая горы в районе оз. Касли, которая в челобитной зауральских крестьян и казаков конца XVII в. названа основной, ко второй половине XVIII в. теряет свое значение, и на первый план выступает трасса, проходившая через Урал в районе Златоустовского и Саткинского заводов. Дальнейшее изучение истории Старой Казанской дороги потребует дополнительного выявления и изучения письменных и картографических материалов, привлечения данных археологических исследований Южного Урала и прилегающих территорий.

Одним из главных моментов в будущем изучении исторических дорог региона заключается в том, что они являются лишь частью единой сети дорог, связывавших Сибирь, Дальний Восток, Среднюю Азию с европейской частью континента. А. Д. Таиров положил начало комплексному изучению торговых путей, от Средней Азии до Южного Урала в географическом выражении и в хронологических рамках от раннего железного века до XIX в. Хотелось бы, чтобы исследование было продолжено с дополнением и уточнением некоторых деталей предыдущей работы и с расширением географии изучения исторических дорог.

Г. Х. Самигулов, В. М. Свистунов, 09.04.2013.

Просмотров: 9810 • Источник: yuzhnyj-ural.ru
Рейтинг: 3. (Оценить рейтинг могут зарегистрированные пользователи)

Вы можете принять участие в обсуждении этой статьи, (если зарегистрируетесь или авторизуетесь, то сможете получать уведомления о новых комментариях)
Тема Дата, время
Автор
Сообщений /
Просмотров
Дата последнего и его автор
Казанская тропа или Старая Казанская дорога   23.09.14 20:24
юрий [гость]
2 / 568 24.09.14 10:04
Данила Скоропоходов
RSSНОВЫЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
» Золотые десятилетия Челябинского музея местного края
Николай Антипин, 28.05.2017. (Туристические объекты)
RSSНОВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАЗДЕЛА
» А как же Калуга?
Адвертайзинг КАРТА74, , 13.06.2017. (Туристические объекты)
» Путешествие по национальным паркам Южного Урала
Челябинский краеведческий музей, Стоимость билета: 150 рублей, 09.03.2017. (Туристические объекты)
RSSСВЕЖИЕ ОТЧЁТЫ РАЗДЕЛА
» Сказ (Шамахинская) пещера
Valery74, 10.01.2017. (Туристические объекты)
» Промокший насквозь Гонконг
Настя, 09.12.2016. (Туристические объекты)
» Наш «Стоунхэндж»
Belog65, 04.10.2016. (Туристические объекты)
RSSСВЕЖЕЕ В ФОРУМЕ РАЗДЕЛА
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Гора ШайтанкаГора Шайтанка на Аркаиме способна исполнять желания. Считается, что, если пройти босиком по спирали из камней, думая исключительно о своём заветном желании, оно непременно сбудется.
ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
Катавский болид09.04.1941
В этот день в пять часов утра жители Катав-Ивановска стали свидетелями необыкновенного явления: в темноте ночи появился ослепительный свет, раздался гул, сопровождавшийся сотрясением воздуха. Это был так называемый катавский болид.
ПОЛЕЗНЫЙ ФАКТ О ПОРТАЛЕ
На странице Все туристические отчёты можно выбрать отчёты по определённому объекту, связанные с каким-либо населённым пунктом или созданные определённым автором.
ГОЛОСОВАНИЕ НА ПОРТАЛЕ
Мужики, которые ходят на зимнюю рыбалку, они вообще нормальные или нет?
 Нормальные
 Ненормальные