Вы здесь:   Главная » Туристические объекты » Статьи » Как появился трамвай в Челябинске

Как появился трамвай в Челябинске

Свое имя трамвай берет от двух английских слов: трам — вагон, тележка и вай — дорога, путь. История же его создания начинается с Венской промышленной выставки 1873 года, на которой один из инженеров смог доказать «превратимость динамомашины в электродвигатель».
Как появился трамвай в ЧелябинскеВ 1879 году Вернер Сименс на Берлинской выставке показал маленький электровоз, состоявший из повозки с электродвигателем постоянного тока, а спустя год петербургские газеты известили мир о сенсационной новости: «1880 года, 22 августа в 12 часов дня в С.-Петербурге, на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, г. Пироцким первый раз в России двинут вагон электрическою силою, идущей по рельсам, по которым катятся колеса вагона…». Это и был трамвай.

В Челябинске идею построить электрический трамвай в 1906 году высказал предприимчивый купец Колбин, но воплотить ее в жизнь ему оказалось не под силу. Да и особой необходимости в таком транспорте у города той поры не было. Вопрос о постройке трамвая стал актуальным в годы первых пятилеток, когда город стал одной из строительных площадок молодой Страны Советов.

Один за другим строились в Челябинске заводы. Город разрастался вширь, росло его население.
В это время газета «Челябинский рабочий» писала: «То, что сейчас в Челябинске называется окраинами — это будет центром. Окраины еще на несколько верст отодвинутся дальше. Трамвай тогда будет нужен до зарезу!».

Впервые реально вопрос о постройке трамвая в Челябинске встал в 1930 году, когда тракторный и другие заводы предложили выделить из своих бюджетов средства на его постройку, Их инициативу поддержал Уралсовет, однако Госплан признал постройку трамвая в Челябинске в 1930 году нецелесообразной, так как заявка на дефицитные в то время строительные материалы была подана слишком поздно. Решение вопроса было перенесено на следующий год.

12 мая 1931 года в Челябинске было проведено специальное совещание по вопросам строительства в городе водопровода, канализации и трамвая, в работе которого принял участие председатель Совнаркома РСФСР Д. Е. Сулимов. Горсовету было поручено «выяснить… наличие в городе у организаций внутренних резервов рельсов и других материалов, необходимых для постройки трамвая, имевшийся же проект его строительства был признан «не требующим особых изменений».

Уже в июле 1931 года на пленуме горсовета сообщалось, что на строительстве «разобрано 6770 метров мостовой, вырыто 2550 куб. м. котлована, уложено рельсов и сбалансировано до 100 м одноколейного пути». Однако для пуска первой очереди трамвая не хватало строительных материалов и рельсов.

И тогда родилось «Обращение 140 ударников Коммунстроя к ударникам новостроек и предприятий Челябинска» — документ, удивительно соответствовавший той бурной эпохе.
«Трамвай, — говорилось в этом обращении, — для индустриального Челябинска, разбросанного на десятки километров, является необходимейшим средством передвижения, средством, экономящим силу и время рабочего, позволяющим повысить производительность труда, сберечь время на общественную и культурную работу… Если будут изысканы рельсы, ударники Коммунстроя обязуются добиться боевых темпов работы и в срок закончить строительство».

Рельсы, переданные электрометаллургическим комбинатом и Надеждинским заводом, позволили приступить к завершению строительства первой очереди трамвая. И вот оперативная сводка за 5 января 1932 года: «Утром 5 января трамвайный вагон пошел в первый пробный рейс от улицы Карла Маркса до вокзала… Первые два дня решено произвести полное испытание движения трамвая по всей линии. После этого начнется правильное пассажирское движение».

Вслед за первой одноколейной линией в городе появилась двухколейная, связавшая ЧТЗ с вокзалом, а затем и третья — приблизившая Заречье. Общая протяженность трамвайных линий к 1937 году составила 43,7 км. В это время в городе имелся 81 трамвайный вагон, который перевозил 33,6 миллиона человек в год.

Сайт «Мой любимый Челябинск», 21.08.2013.

Просмотров: 1856 • Источник: Мой любимый Челябинск
Рейтинг: 1. (Оценить рейтинг могут зарегистрированные пользователи)

Вы можете принять участие в обсуждении этой статьи, (если зарегистрируетесь или авторизуетесь, то сможете получать уведомления о новых комментариях)
RSSНОВЫЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
» Золотые десятилетия Челябинского музея местного края
Николай Антипин, 28.05.2017. (Туристические объекты)
RSSНОВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАЗДЕЛА
» А как же Калуга?
Адвертайзинг КАРТА74, , 13.06.2017. (Туристические объекты)
» Путешествие по национальным паркам Южного Урала
Челябинский краеведческий музей, Стоимость билета: 150 рублей, 09.03.2017. (Туристические объекты)
RSSСВЕЖИЕ ОТЧЁТЫ РАЗДЕЛА
» Сказ (Шамахинская) пещера
Valery74, 10.01.2017. (Туристические объекты)
» Промокший насквозь Гонконг
Настя, 09.12.2016. (Туристические объекты)
» Наш «Стоунхэндж»
Belog65, 04.10.2016. (Туристические объекты)
RSSСВЕЖЕЕ В ФОРУМЕ РАЗДЕЛА
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Южно-Уральская республикаВ 1993 году Челябинская область едва не преобразовалась в самостоятельную «Южно-Уральскую Республику». Планировалось даже напечатать собственные деньги, назывались бы они «уральские франки». На лицевой стороне купюр планировалось изобразить известных уральцев, например, Чайковского и Мамина-Сибиряка.
ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
Здравствуй, Дедушка Мороз ...!01.01.1979
В новогоднюю ночь 1979 года в Челябинске был зафиксирован абсолютный минимум температуры за всю историю существования местной метеослужбы -48,3оC. В эту же ночь в Нязепетровске был поставлен областной «морозный рекорд» -52,1оC.
ПОЛЕЗНЫЙ ФАКТ О ПОРТАЛЕ
Чтобы прокомментировать статью или поучаствовать в в обсуждении на форумах Карта74.рф совершенно не обязательно регистрироваться — сообщение можно добавить просто указав ник.
ГОЛОСОВАНИЕ НА ПОРТАЛЕ
Приходилось ли вам устраивать экскурсии по Челябинской области для своих родственников, гостей, коллег из других регионов?
 Да
 Нет
 Я не местный. Это мне устраивали такие экскурсии