Вы здесь:   Главная » Туристические объекты » Статьи » История Одигитриевского женского монастыря

История Одигитриевского женского монастыря

Одигитриевский монастырь оставил заметный след в истории Челябинска. Его церкви отличались живописным убранством. Монастырь пользовался уважением в городе. В 1854 году подвижническую деятельность монахинь отметил сам император Николай Первый.
История Одигитриевского женского монастыря

На северо-восточном угол Южной площади (ныне Площади Революции) раньше выходили строения женского монастыря. Он назывался Одигитриевский, в честь иконы Божией Матери «Одигитрии» (Путеводительница) или Смоленской, как эту икону стали называть на Руси. Монастырю принадлежали храмы Одигитриевский и Вознесенский (сейчас на этом месте находятся гостиница «Южный Урал» и здание областной администрации). Кроме того, в монастыре было еще две церкви, но небольшие, на отшибе, не столь приметные: Николаевская (Никольская) — на монастырском хуторе и Серафимовская — в приписной к монастырю женской общине в районе станции Юргамыш (Курганская область).

Основательницей Одигитриевской обители стала крестьянка из слободы Варламовой Троицкого уезда Оренбургской губернии Анна Григорьевна Полежаева. В 26 лет она удалилась на остров на озере Чебаркуль, гже прожила полтора года. Затем перешла в Еткульскую пустынь, совершила паломничество по свяиым местам, исполняла послушание в Уфимском женском монастыре. А в 1848 г. Анна Полежаева отправилась в город Челябинск с решительным намерением организовать женский монастырь. Она приобрела небольшой деревянный домик за рекой около Свято-Троицкой церкви и создала женскую общину.

В течение пяти лет собрались 15 общиниц, живя без всяких средств и помощи со стороны, все они приучались к монашеской жизни; носили черное монашеское платье, читали по умершим псалтирь и занимались разными работами. Там соратницы потихоньку обустраивались. Однако только через восемь лет, в 1848 году епископ Иосиф Уфимский, когда был в городе Челябинске, посетил подвижниц, живущих в келий. Он разрешил открыть обитель на указанном городом месте, которое, посетив, осмотрел и благословил. Но в маленьком домике им было тесно, поэтому А. М. Полежаева 05 октября 1849 года обратилась с прошением в городскую думу об отводе земли место в другом конце города, возле Казанского кладбища. «С давнего времени возымела я намерение посвятить себя иноческой жизни находилась при Преображенской церкви Чебаркульской крепости, ревнуя сему благочестивому намерению присоединились ко мне 29 сестер, но как при церкви Чебаркульской крепости богослужение не всегда бывает, то обратилась я с просьбой гражданам города Челябы о позволении устроить по неимению в здешних местах женских монастырей при Челябинской кладбищенской церкви общину. Жители города Челябы на устройство таковой изъявили согласие. Посему всеподданейше прошу, дабы повелено было сие мое прошение принять и под постройку при кладбищенской церкви для предложенной общины дома с келиями отвести по примеру прочих обывательских домов со взносом посаженных денег пять десятин из городской дачи земли.» Просьба Анны Полежаевой была удовлетворена. Решением городской думы от 13 декабря 1849 года выделено 5 десятин земли под постройку дома для женской общины. В документах сообщалось также: «Участок этот находится на принадлежащей гор. Челябинску земле, на правом берегу реки Миасса, возле восточной стороны ограды загородной кладбищенской церкви, оный пять десятин, покрыты мелкой березовой порослью». И документа — решения Оренбургского губернского правления, мы узнаем, что Полежаевой предлагалось заплатить за отведенную ей городом землю «не менее 3 копеек серебром за каждую квадратную сажень». Сестры заплатили за землю 43 рубля 90 копеек в августе 1851 года. Они терпели нужду и голод. Р. Будрина пишет: «не имея строительных материалов и средств,…подвижницы, сами рыли ямы, устраивали себе келии…Перенося недостатки и даже голод, сестры не роптали и не отчаивались».

В феврале 1854 году повелением Государя Императора Николая I по докладу Святейшего Синода утверждена женская община под названием Одигитриевская, Богородичная с наделом земли в количестве 3600 кв. сажен. Монахини Одигитриевского монастыря

Первые годы сестры общины занимались выделкой льна, ткачеством холстов; более способные обучались рукоделию: делали бумажные цветы для украшения икон, вышивали бисером и проч., а также ходили и на заработки в соседние казачьи поля: весною косить траву, летом жать хлеб и даже молотить — зимою. Таким образом, без всяких средств, только своими собственными трудами и начинала мало-помалу устраиваться Челябинская Одигитриевская община, благодаря неутомимой деятельности и сильной энергии ее основательницы А. М. Полежаевой. «Нередко случалось по целым дням оставаться без пищи. Недостаток очень часто случался даже в воде, так как община отстояла на большом расстоянии от реки и идти надо было городом, а потому Анна Григорьевна поспешила устроить колодец внутри обители, с часовнею над ним, в честь Живоносного источника Божией Матери».

Перенося недостатки и даже голод, сестры не роптали и не отчаивались. Не имея собственной церкви, сестры с разрешения тогдашнего городского протоиерея Алексия Агрова ходили в Казанско-Богородицкую кладбищенскую церковь ко всем богослужениям, где и приучались у старого псаломщика Николая Ерофеевича Бирюкова пению и чтению в храме, а также и церковному уставу. Правило же монашеское выполняли дома в своих кельях.

12 марта 1854 г. Анна Полежаева определена была настоятельницею общины, а 3 апреля 1862 года, по возведению общины в монастырь, матушка Анна утверждена настоятельницей, а затем 23 декабря того же года епископом Варлаамом пострижена в монашество с именем Агнии.

Одними из первых благодетелей общины были алабужские купцы, братья Стахеевы, которые пожертвовали общине 2800 рублей. Они приходились племянниками священнику Алексею Агрову. Чуть позже общине стал помогать небогатый гражданин г. Челябинска Петр Иванович Ильиных. Он стал оказывать посильную помощь во всем. «По примеру Петра Ивановича и другие мало-помалу стали делать посильные жертвы: кто бревно, кто два, другие кирпичи, и кто чем мог. Все это основательница обители со своими сотрудницами сама перевозила на 3-х лошадях, которые были ее собственностью. Таким образом, жили, трудились и молились общиницы в продолжение шести лет».

В то же время хотя медленно, но все же отстраивался при обители небольшой, но каменный храм, сначала одноэтажный, с приделом во имя Святого Преподобных Антония и Феодосия Печерских, а потом с помощью благотворителей устроили вверху главный престол во имя Одигитриевской Божией Матери. Над воротами храма— колокольня с шестью колоколами. В нижнем этаже — два престола: один во имя Святого Преподобных Антония и Феодосия Печерских, другой — в честь Апостолов Петра и Павла. (Позже придел в честь Апостола Петра и Павла перенесен в новый Вознесенский храм). На втором этаже главный престол во имя Одигидриевской Божией Матери. Иконостас деревянный, украшен резьбою с позолотою, двухъярусный, шириною 5 высотою 3 аршина, на нем 19 икон. 1 ноября 1860 г. совершилось поднятие креста и колоколов, но звонить они стали только через два года: столько времени ушло на доделки. С этого же времени разрешено иметь священника и диакона при храме. В 1863 г. Одигитриевский храм освящен и открыт к богослужению.

Сестер в это время было уже 80 человек, и все они распределены были на разные послушания в общине, а затем в монастыре. При общине была открыта школа для обучения детей, за что 21 сентября 1863 года за № 6690 была объявлена матушке признательность от имени Преосвященного Варлаама, епископа Оренбургского и Уральского, а в 1864 году 6 сентября настоятельница монахиня Агния утверждена игуменьею монастыря и избраны исправляющие должность казначеи и благочинной монастыря.

Одновременно с устройством общины матушка-основательница в 4-х верстах от города Челябинска устроила хутор на отведенной от казны пахотной земле в количестве 50 десятин. Первым делом матушка-основательница с помощью благодетеля П. И. Ильиных построила там маленькую каменную часовню, а потом обратила ее в храм; который и освящен во имя Святителя Николая в 1864 г. Неподалеку от церкви устроила кельи для рабочих сестер, амбары для ссыпки зерна и загоны с плетнями для скота, а в недолгом времени устроила колодец внутри хутора с часовней над ним во имя святого Моисея Боговидца. Затем игуменья Агния снова занялась устройством при обители необходимых зданий: она выстроила каменный двухэтажный корпус с трапезною, кухней. С целью содержания обители она устроила маленький деревянный свечной завод и, обучив сестер делать свечи, стала поставлять их на весь Челябинский уезд.

После смерти пятидесятисемилетней Агнии настоятельницей стала Лидия, затем Рафаила и последней настоятельницей была Анастасия.

Одигитриевская церковьПри них обитель достигла еще большего благосостояния. В 1890 году благодаря челябинскому купцу Петру Ивановичу Перцеву была построена и освящена Вознесенская церковь. Это был величественный пятиглавый храм с прорезными крестами, не уступающий по красоте соборному. Храм не имел своей колокольни, так как рядом стоял Одигитриевский с колокольнею. 30 окон делали храм светлым, а три входных двери — доступным. Ярко выделялась на фоне серых зданий крыша храма, покрытая белой жестью. Иконостас главного престола в честь Вознесения Господня деревянный с позолотою, трехъярусный, шириной 11, высотой 3 аршина, на нем 33 иконы. Для отопления храма стояли пять голландских печей в железных футлярах. Благодаря содействию жителей Челябинска — благодетелей Колбиных и Агровых, а так же В. А. Жидкова, храм был внутри окрашен масляною краскою. Были приобретены чудотворная икона Иверской Божьей Матери (принесена с Афона), а так же точная копия чудотворной иконы Успения Божьей Матери. Икона вложена в золоченый круг с сиянием, с рельефными изображениями: вверху Бога Отца и Святого Духа, а по сторонам двух ангелов. Она, так же, как в Лавре, была установлена вверху Царских Врат и спускалась вниз на шелковых шнурах для целования молящимися. Икона была покрыта серебряно-позлащеною ризою и украшена каменьями. Построена церковно-приходская школа на 80 детишек, несколько помещений под иконописную, золотошвейную, переплетную мастерские. Приобретено более тысячи десятин земли в разных местах.

Духовное училище при монастыре открыто первой игуменьей-основательницей монастыря Агнией в 15 октября 1861 году и священником о. Днепровским с благословения епископа Филарета Уфимского. Первыми сотрудниками были местные церковнослужители и наставники Челябинского Духовного училища. В 1894 году монастырское училище начальством Епархиального Училищного Совета преобразовано в церковно-приходскую школу с утверждением попечительницею настоятельницы монастыря. Все ученицы занимаются в школе бесплатно. Школа исключительно содержится монастырем.

В 1881 году по ходатайству Рафаилы принесена с Афона чудотворная икона Иверской Божьей Матери и торжественно встречена обителью и городом.

В 1902 году, по ходатайству игуменьи Рафаилы Феогност, митрополит Киевский и Галицкий, осчастливил обитель даром святых мощей: святителя Симона и мученика Кукши, которые и были торжественно встречены обителью 9 июля 1902 года.

Такой Одигитриевская обитель оставалась до самого окончания гражданской войны.

Советская власть: последние годы обители

Вскоре после освобождения Челябинска от колчаковских войск монахини и послушницы Челябинского монастыря почувствовали на себе пристальное внимание органов Советской власти, которые решили, что занимаемые ими помещения слишком для них велики, а потому следует в одном из домов монастыря разместить детский приют. О том, что из этого вышло, сообщала своим читателям газета «Красный стрелок» в номере от 16 октября 1919 г.: «Немножко потесниться попросили «угодниц божьих»… но, увы! Широко жить привыкли люди не от мира сего. Взъерепенились смиренные».

Чтобы как-то укрепить свое положение, монахини 25 декабря 1919 г. обратились в отдел юстиции Челябинского губревкома с просьбой оставить за ними храмы и богослужебное имущество, указывая, что при сооружении храмов и приобретении имущества государство помощи насельницам монастыря не оказывало. «Челябинский Одигитриевский женский монастырь просит отдел юстиции оставить храмы и богослужебное имущество за ним для исполнения свих религиозных целей, принимая за себя все государственные налоги, какие будут на него возложены».

Имущество, по всей видимости, было за ними закреплено, но монахини от этого мало что выиграли. Уже 12 ноября 1920 г. последовало распоряжение об уплотнении на 50% монастырских помещений и размещении на освободившихся площадях «приютов, дома ребенка и проч., уплотнив монахинь».

Не имевший при себе прихода из рабочей среды, монастырь был легкой добычей в глазах революционно настроенных чиновников. Монахини были арестованы, что документально потдтверждается записью сделанная рукой Н. М. Чернавского на книге Р. Будриной «Челябинский Одигитриевский женский монастырь» (М., 1904), хранящейся в библиотеке Челябинского областного краеведческого музея: «В 1921 году 21 марта нового стиля ночью… монастырь в составе 240 человек, был арестован и препровожден в военный лагерь, и в тюрьму во главе с игуменьей мирских до 100 человек посажено, сидели долго, до 6 месяцев».

После освобождения некоторые монахини во главе с игуменьей Анастасией смогли зарегистрироваться в качестве религиозной группы и в соответствии с законом об отделении церкви от государства получить в августе 1922 г. в свое пользование Вознесенскую монастырскую церковь. Снос Воскресенской церкви

Чуть ранее в апреле 1922 года игуменья Анастасия и протоиерей А. М. Альбокринов присутствовали в монастырских церквях при изъятии из них церковных ценностей. Сохранившийся в Госу-дарственном архиве Челябинской области акт зафиксировал пере-дачу государству одного пуда 34 фунтов серебра, преимущественно в виде риз и окладов к иконам. В документе сообщалось, что «во время совершения изъятия церковных ценностей никаких препятствий, заявлений, жалоб со стороны представителей группы верующих и священнослужителей не было».

13 октября 1926 г. состоялось решение горсовета о закрытии Вознесенской монастырской церкви. Документы на закрытие храма были посланы на утверждение в Свердловск, в городе же была развернута активная пропагандистская работа, убеждавшая горожан в необходимости закрытия монастырских храмов. ВЦИК по представлению Уралоблисполкома 4 декабря 1926 г. уже вынес окончательное решение о закрытии Вознесенской монастырской церкви, поэтому городские власти решили не ждать решения судьбы Одигитриевской церкви. В январе 1927 года вышло постановление и о закрытии Одигитриевской церкви.

Работы действительно начались, и уже 28 января 1927 г. газета «Челябинский рабочий» сообщала: «Бывший монастырь совершенно преобразился. Квартал бывшего монастырского подворья, начиная с бывшего духовного училища на одной сторон квартала и кончая последней монастырской постройкой, сейчас перестраивается, ремонтируется и приспосабливается под советские учреждения. Здесь будут окрисполком, горсовет и окружные отделы исполкома. Из всех этих зданий и помещений, которые займут советские учреждения, лучшим украшением квартала по своей архитектуре будет зал заседаний — «Дом съездов». Зал заседаний рассчитан на 700–800 человек. Внутренний вид здания будет распланирован с тем расчетом, чтобы каждый из участников съезда мог видеть и хорошо слышать докладчика. Наружное оборудование «Дома съездов», кроме верха, в основном будет проведено в будущем году. Никакого намека на бывшую церковь внешний вид «Дома съездов» — представлять не будет… С гордостью можно сказать, что Челябинск обогащается новым красивым зданием».
Однако недолго «украшал» наш город «Дом Съездов». Изуродованное здание Вознесенской церкви было снесено на рубеже 1920–1930-х гг., как и большинство других построек монастырского комплекса. Решение о судьбе Одигитриевской церкви было принято 16 июня 1927 г., когда за подписью члена Президиума ВЦИК П. Смидовича на Урал ушло письмо, в котором Президиуму Уралоблисполкома сообщалось: «Президиум ВЦИКа принял к сведению Ваш доклад по вопросу о закрытии Одигитри¬евской церкви в Челябинске. Просьбу верующих о пересмотре вопроса Президиум ВЦИК отклонил. О чем объявите заинтересованным лицам».

Не удалось челябинским историкам обнаружить документы о дате закрытия Никольской церкви на монастырском хуторе. Очевидно, это произошло в 1926–1927 гг.

В начале 1930-х гг. в Челябинске уже почти ничего не напоминало о существовании здесь некогда величественного монастырского комплекса. Памятники архитектуры пошли, что называется, на кирпич.

Николаевская церковь: вчера и сегодня

На одном из 11 участков монастыря в 1864 году (теперь Ленинский район) была построена Николаевская церковь, где более полувека велись службы. Из архивных источников было установлено, что на этом Монастырском подворье были поля и сады, пасека, скотный и конный двор, школа и приют для сирот. Здесь же находится пруд, за ним фруктовый сад, а рядом теплицы. В этих теплицах обитатели монастыря выращивали различные овощи: помидоры, огурцы. Здесь росли даже грецкие орехи, абрикосы и виноград! Здесь интересно отметить, что монахини выбрали место это не случайно, а потому, что температура воздуха здесь на 4–10 градусов превышает среднюю температуру по городу Челябинску. Пока не удалось обнаружить документы о дате закрытия Николаевской церкви здесь на монастырском хуторе. Вероятно, это произошло в 1926-1927 годах. В 1936 году сюда въехали новые хозяева — опытно-производственное хозяйство «Садовое». Бывший монастырский сад стал служить советским целям. А одно из сохранившихся зданий благодаря упорству служителей храма отреставрировали.

Бывшее подворье монастыря занимало обширное пространство: от к/т «Аврора» до ул. Южный, от ДК «Энергетик» до ул. Гагарина. 18 октября 1996 года изуродованное перестройкой единственное здание было передано Челябинской епархии. Будущие служители храма приняли его в запущенном состоянии: в здании не было воды и отопления, была обрублена электропроводка, сгнили полы, выбиты оконные рамы. Но благодаря энергии и упорным усилиям тех, кто занимался восстановлением, это запустелое здание вскоре превратилось в действующий храм — Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Сейчас от бывшего подворья сохранились одно здание, кладбище да пруд «Девичьи слезы». Этот пруд образует неповторимый для Ленинского района ландшафт. Но мало кто знает, что этот водоем — рукотворный. Пруд был вырыт вручную: только руками да лопатами. А вырыт он был для полива сада, огорода и других хозяйственных нужд. Глубина – 10 м, форма пруда круглая с высокими и голыми берегами. Сейчас пруд используется в качестве места приятного время провождения. А вот местные жители называют этот пруд «котлованом». Бытует легенда, что вырыт он строителями для сбора мусора. И за определенное время бал заполнен водой. Так говорят незнающие люди. А мы теперь знаем, что это рукотворный труд монашек. И называется этот монастырский пруд «Девичьи слезы», за которым и начинается поле монастырской заимки. И первый на Урале яблоневый сад, посаженный руками монашек 150 лет тому назад.

2-х этажное белое здание церкви «Во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» сильно выделяется на фоне общего обзора. Это единственное сохранившееся с того времени здание. (Николаевская церковь была снесена. Она находилась чуть левее от сохранившегося здания, которое и было перестроено). К нему с восточной стороны была пристроена алтарная часть. Так как, сохранившееся здание было построено не для церкви, здесь очень низкие потолки. Реставрация здания началась 18.09.1996 г. Изменилось внутреннее убранство здания. В центре перед алтарем и аналоем находится храмовая икона «Всех скобящих Радость».
Слева от центрального входа в церковь расположено кладбище. Список погибших — на одном из деревьев. После 1927 года аресту подверглось 240 человек. Вместе с игуменьей посажены в тюрьму до 100 человек, где находились они около полугода. На этом кладбище мы видим могилы, где захоронены 49 человек. Это только те, чьи имена были восстановлены.

Ольга Понамарева, 26.09.2013.

Просмотров: 5819 • Источник: 1 сентября
Рейтинг: 4. (Оценить рейтинг могут зарегистрированные пользователи)

Вы можете принять участие в обсуждении этой статьи, (если зарегистрируетесь или авторизуетесь, то сможете получать уведомления о новых комментариях)
RSSНОВЫЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
» Золотые десятилетия Челябинского музея местного края
Николай Антипин, 28.05.2017. (Туристические объекты)
RSSНОВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАЗДЕЛА
» А как же Калуга?
Адвертайзинг КАРТА74, , 13.06.2017. (Туристические объекты)
» Путешествие по национальным паркам Южного Урала
Челябинский краеведческий музей, Стоимость билета: 150 рублей, 09.03.2017. (Туристические объекты)
RSSСВЕЖИЕ ОТЧЁТЫ РАЗДЕЛА
» Сказ (Шамахинская) пещера
Valery74, 10.01.2017. (Туристические объекты)
» Промокший насквозь Гонконг
Настя, 09.12.2016. (Туристические объекты)
» Наш «Стоунхэндж»
Belog65, 04.10.2016. (Туристические объекты)
RSSСВЕЖЕЕ В ФОРУМЕ РАЗДЕЛА
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Челябинский ЦиркПри строительстве здания челябинского Цирка за основу было взято здание Цирка в Краснодаре. Тем не менее сравнив фотоснимки этих двух цирков, можно убедиться — челябинский Цирк получился самобытным.
ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
ЮУрГУ15.12.1943
Официальная дата рождения Южно-Уральского государственного университета. Первоначально он назывался Челябинский механико-машиностроительный институт (ЧММИ).
ПОЛЕЗНЫЙ ФАКТ О ПОРТАЛЕ
Опыт работы портала Карта74.рф показал: если регулярно рассказывать на своей странице в социальной сети о достопримечательностях Южного Урала, то можно прослыть среди своих друзей эрудированным человеком, патриотом родного края и любителем активного отдыха.
ГОЛОСОВАНИЕ НА ПОРТАЛЕ
Самые красивые здания в Челябинске построены …
 До революции 1917 года
 В период с 1917 до 1941 года
 Во время Великой Отечественной войны
 В период с 1945 до 1965 года
 В период с 1965 до 1991 года
 В 1990-е
 С 2000 года по нынешнее время
 Я не знаю красивых зданий в Челябинске