| PDA-версия Карта портала Реклама на портале О проекте |
|
|
|
|
|
СВЕЖИЕ НОВОСТИ
Вы здесь: Главная » Туристические объекты » Статьи » Город Златоуст |
Город Златоуст

Немного истории
Строительство Златоустовского завода и поселка при нем началось в 1754 году, примерно тогда же, когда строились заводы около рудных месторождений по всему Южному Уралу. За три года до этого семейная торгово-промышленная компания тульских предпринимателей Мосоловых получила у властей Оренбургской губернии, в которую входили эти тогда не особенно населенные места, разрешение на строительство еще одного (уже не первого в компании) железоплавильного завода — Златоустовского. Сначала его хотели строить западнее, на реке Сатке, но потом сочли ее слишком маловодной и приступили к строительству на современном месте, у впадения в реку Ай правого притока — Тесьмы.
Завод (первая домна) был открыт в 1761 году. Название завода, вне всякого сомнения, происходит от Иоанна Златоуста, но каким образом город может быть с ним связан, до сих пор не совсем понятно. Удивительным образом название удалось сохранить в XX веке, хотя попытки переименования были.
Еще до запуска завода компания распалась, Златоуст достался Максиму Мосолову, затем его сыну Василию, а в 1769 году был продан тульскому купцу и заводчику Лариону Лугинину, семья которого владела заводом до 1796 года. В 1774 году Златоустовский завод массово поддержал восстание Пугачева, половина населения ушла в пугачевскую армию, а сам Пугачев провел на заводе месяц. При отступлении он сжег здания завода, включая контору, в которой хранились долговые расписки. Лугинины восстановили завод, в 1797 году передали его в аренду московскому купцу Андрею Кнауфу (тот, впрочем, аренду не платил), а в 1811 году Златоустовский завод оказался во владении государства — стал казенным. Был образован Златоустовский казенный горный округ, включавший, кроме Златоустовского, еще три других завода, и Златоуст стал быстро превращаться в промышленный центр.
В 1815 году была открыта Златоустовская оружейная фабрика, не подчинявшаяся казенному заводу, которая специализировалась на изготовлении холодного оружия. Сначала туда были выписаны немецкие мастера, а потом обучены русские. Собственно, строительство фабрики, как задним числом понятно, и стало основным событием в истории города: металлургические заводы тогда были, да и, в общем, сейчас еще остаются чуть ли не в каждом городе запада Челябинской области, а вот такая фабрика была только одна. Одним из направлений ее деятельности был выпуск декоративного художественного оружия — гравюры на стали. Существовала целая школа художников, специализирующихся на производстве художественного оружия. Самым известным из них был Иван Николаевич Бушуев.
В Златоусте прошла почти вся карьера Павла Петровича Аносова, который был сюда направлен после окончания Петербургского горного кадетского корпуса, и за тридцать лет дослужился до директора оружейной фабрики и начальника горного округа. Среди прочего, он разработал технологию производства булатной стали, чем существенно улучшил экономическую ситуацию фабрики.
В 1865 году, наконец, Златоуст получил статус города (Златоустовский уезд Уфимской губернии), уже будучи на пятом месте на Урале по населению (впереди Оренбурга, не говоря уже о Челябинске) и фактически играя роль культурного центра Южного Урала.
В 1890 году была открыта Самаро-Златоустовская железная дорога. В 1925 году казенный завод был разделен на несколько самостоятельных предприятий, в результате чего возникли металлургический завод, механический завод (одним из цехов которого стала оружейная фабрика) и машиностроительный завод.
Во время войны, разумеется, Златоуст был одним из основных центров оборонной промышленности и даже специально был упомянут в плане «Барбаросса» как возможная цель для бомбардировок. Интересно, что в 1990-е годы ни один из заводов Златоуста не был остановлен — все они так или иначе работали и работают по сей день.
Что посмотреть
Город расположен в долине реки Ай и ее. Исторический центр города — Площадь Третьего Интернационала, которую все называют просто Городской площадью, находится у плотины. Кроме нее, имеется еще четыре центра застройки города: район металлургического завода (к северо-западу от Городской площади — вниз по реке Ай); железнодорожного вокзала (к северо-востоку, по берегу пруда, а затем вверх по Тесьме и по железной дороге); автовокзала (к югу, по другому берегу пруда — по проспекту Гагарина), а также поселок Суворова (Новый Златоуст) — район машиностроительного завода, через лес от автовокзала. Город большой, и эти центры находятся далеко друг от друга. Между ними расположена застройка либо одноэтажными деревянными домами, либо индустриальными зонами (иногда те и другие чередуются). Имеется в обилии городской транспорт — трамваи, автобусы, а также маршрутные такси.
![]() |
Памятник Аносову на Городской площади |
Архитектурные памятники практически все расположены на Городской площади. В доме горного начальника находится замечательный краеведческий музей. Напротив него расположен Арсенал — бывшее здание оружейной фабрики, принадлежащее сейчас механическому заводу «Булат». Оба здания начала XIX века. Непосредственно около Арсенала находится плотина на реке Ай, та самая,
К архитектурным памятникам можно отнести несколько зданий в лучших образцах сталинского барокко, расположенных в районе металлургического завода (улица Карла Маркса, западнее Городской площади), а также заводоуправление металлургического завода (начало XX века, конец улицы Карла Маркса). Интересно в архитектурном отношении современное здание железнодорожного вокзала. Около него поставлен памятник Бушуеву, а на городской площади — Аносову.
Златоуст замечателен еще двумя обстоятельствами.
Во-вторых, центры городской застройки соединены трамвайными линиями, в результате чего возникают такие непривычные для России пейзажи, как трамвай, идущий по деревенской улице (между одноэтажными деревянными домами, на рельсах пасутся коровы), вагоны Усть-Катавского завода КТМ-5 и КТМ-8, идущие по берегу озера на фоне гор (если бы не КТМ, можно спутать со Швейцарией), или трамвай в лесу. В городе имеются две трамвайные линии,
Музеи
Златоустовский городской краеведческий музей — адрес: площадь Третьего Интернационала, 1 (дом горного начальника). Телефон (35136) 7-10-32. Работает 9–17:30 кроме понедельника. Музей является основной достопримечательностью города. В экспозиции, этнография (русская и башкирская), большой и хорошо составленный исторический отдел, рассказывающий об истории с основания завода до наших дней. Уникальная часть экспозиции, которую нельзя увидеть нигде больше — художественное оружие златоустовских мастеров с гравюрами на стали.
Музей Златоустовского отделения Южно-Уральской железной дороги. Прямо около вокзала (если выйти из вокзала в город, справа). Работает 9–12 и 13–17 кроме понедельника и вторника.
|
| |||
|
| |||
|
||||
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ![]() | ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ![]() Открытие туристического портала Карта74.рф — день рождения нашего сайта, новая веха в туристической индустрии Урала и России. |
|||
ПОЛЕЗНЫЙ ФАКТ О ПОРТАЛЕВсе схемы размещаемые на страницах объектов интерактивны. Переход на Подробную карту туристических объектов Челябинской области позволяет увидеть все объекты расположенные рядом с выбранным, или находящиеся по маршруту. |
ГОЛОСОВАНИЕ НА ПОРТАЛЕ |
Вы здесь: Главная » Туристические объекты » Статьи » Город Златоуст |
|