Вы здесь:   Главная » Туристические объекты » Статьи » От Аркаима — до Рима (Продолжение)

От Аркаима — до Рима (Продолжение)

Продолжение беседы о традициях и мироустройстве народа Аркаима с Геннадием Здановичем — создателем и собирателем всего, что вмещает в себя понятие «Аркаим». Первую часть беседы можно прочитать здесь .
От Аркаима — до Рима (Продолжение)

Михаил Фонотов. Геннадий Борисович, а теперь — главное: куда мы поместим Аркаим в истории человечества?

Геннадий Зданович. Это серьезная и сложная задача. Дело в том, что мы мыслим с позиций XIX-XX столетий и убеждены в том, что история человечества делалась на Ближнем Востоке, в Египте и Средиземноморье… Все остальное малозначительно или вторично. Этому нас учили и учат со школьной скамьи. История степных народов — это просто фон, малозначимые декорации для подлинных творцов истории.

Появление Аркаима как исторического факта продолжает оставаться для большинства историков сенсацией и феноменом, недоступным объяснению.

Но главное в том, что мы сами, россияне, не готовы к восприятию открытия Аркаима как одного из выдающихся событий истории Отечества. Мы не можем себе представить, что на заре человеческой истории люди, жившие на берегах Уя, Гумбейки, Синташты, Караганки и многих других наших степных рек, создали культуру, которая по своим достижениям не уступала цивилизациям Древнего Востока.

Обратите внимание на то, что все древнейшие цивилизации Востока возникли в зонах мягкого субтропического климата, в долинах великих рек — Нила, Евфрата, Инда, Хуанхэ. Наносные плодородные почвы самым благоприятным образом способствовали развитию земледельческого хозяйства. И вдруг в степи, в условиях жесткого климата возникают общества с цивилизационными параметрами! Я восхищен аркаимцами. Их жизненной энергией и жаждой творческого освоения суровой природы уральского края.

Давайте представим, что какие-то люди с Синташты и Аркаима с помощью своих лошадей и колесниц попадают на восточное побережье Средиземного моря, в города Месопотамии или Индии. Человек с Урала точно не чувствовал бы себя отсталым в центрах тогдашних цивилизаций. У ворот Трои он снисходительно будет смотреть на размеры города и его укреплений (к концу III тысячелетия до н.э. диаметр фортификационным сооружений составлял всего 100 м, то есть в пределах аркаимской цитадели).

В городских пределах аркаимский человек увидит длинные прямоугольные здания — мегароны. Внутри световые колодцы и лестничные клети. Ряды колонн-столбов разделяют пространство дома на удлиненные части — нефы. Зайдя в дом 102 (по археологическому учету), уралец будет поражен почти полным соответствием мегарона (размер дома 18,8×7 м) со своим жилищем на Аркаиме. Но в мегаронах Трои обитают царская семья и знать. А дома укрепленных центров Страны городов со всеми их удобствами — каминами и печами, водоснабжением и уютом — предназначены для всех жителей человеческого коллектива и их богов, всех без исключения.

- Происхождение греческого дома-мегарона спорно. Не заимствован ли принцип построения этого дома у жителей уральских и поволжских степей?

- Широкому распространению аркаимского прямоугольного дома с несущими колоннадами способствовали его простота и четкость архитектуры. Лаконичность дома и его Геннадий Здановичинтерьера подчеркивается массивностью кладки стен и, вероятно, гладкостью оштукатуренных поверхностей в сочетании с деревянной облицовкой нижних ярусов.

Аркаимцы знают свойства камня и умеют прекрасно его обрабатывать, но для строительства домов камень они почти не используют. Камень не держит тепло. Для сурового климата северной степной Евразии лучшим материалом является сочетание дерева и грунта. Так что отсутствие каменной архитектуры на Урале в эпоху бронзы — это не неумение и не недостаток, а замечательное достоинство древних мастеров.

Посетив погребальные сооружения древних греков, аркаимский путешественник увидит купольные гробницы в виде полусферы и ведущие к ним коридоры — дромосы. А на акрополе Микен ему покажут «шахтовые» сооружения с круговыми оградами из вертикально стоящих каменных плит. Все это зримо напомнит путешественнику его родной Урал и могилы его предков, которые уже сотни лет стоят в степи, — глиняные купольные сооружения, окруженные земляными кольцами и рвами.

Араимский человек был бы удивлен, если бы ему сказали, что Троя — самый древний город с правильной планировкой (как сегодня мы читаем в научных изданиях). В Трое действительно были попытки планирования и рационального размещения зданий. Но эти попытки не идут ни в какое сравнение с детально продуманными планировочными системами укрепленных центров Страны городов.

Сам Аркаим с его кольцевыми и радиальными стенами, с верхними и нижними улицами, системой водоснабжения и коммуникациями являлся выдающейся победой аркаимских архитекторов над пространством. Я не преувеличиваю, называя строителей Страны городов Архитекторами и Строителями с большой буквы. Они действительно были создателями древнейших в мире градостроительных планов (почти в современном смысле этого слова). Не только создателями, но и реализаторами этих планов.

Очень важно понять, что Южное Зауралье рубежа III-II тысячелетия до н.э. дает представление о самостоятельном центре урбанизации. Об этом свидетельствует саморазвитие архитектурных концепций — от овальных поселков к кругам и квадратам. Здесь результат самостоятельных поисков, а не заимствование у южных культур или цивилизаций, где совсем другие корни городских образований.

- Интересно, как было организовано общество, в котором жили люди Аркаима и Синташты? Как принимались решения, важные для всех членов коллектива?

- По своим количественным параметрам человеческие коллективы Аркаима и Синташты, кажется, отвечают «среднемасштабным обществам». Численность коллективов здесь определяется, в среднем, 2-3 тысячи человек, радиус освоенной территории – 25-30 км, видна четкая тенденция к урбанизации. И все же мы видим в аркаимских артефактах целый ряд особенностей. Например, отсутствие социальной дифференциации. Ни на поселениях, ни в погребальной практике, по нашему мнению, нет свидетельств, которые бы подчеркивали разницу между бедными и богатыми.

Думаю, что прямых аналогий аркаимскому обществу мы не найдем. Вероятно, оно было очень похоже на греческий полис в том его демократическом варианте, который сформировался в Афинах. Сегодня в научной литературе разработано понятие «синташтинский протополис». Оно мне очень симпатично. И здесь аркаимцы были впереди эпохи. Почти за тысячу лет до греков они попытались выйти на ту форму общественного устройства, которая, в конце концов, определила развитие всей европейской культуры.

В общем, это было общество, которое шло по пути цивилизации, но шло своей особой дорогой. Итогом этого пути, вероятно, не должно быть государство. Скорее, это попытка создания какого-то не известного нам и не утвердившегося на Земле общества, в котором наличие власти не предполагало насилия.

- А как принимались решения?

- Вглядитесь в планировку Аркаима и вы легко можете представить это действо. Старейшины собираются на площади у Главного очага. Старейшины — и мужчины и женщины — это признанные главы семьи «Большого аркаимского дома». «Авеста» их называет «домохозяевами». Остальные взрослые жители поселка собираются на крышах жилищ цитадели, этом огромном амфитеатре. Оттуда все прекрасно слышно, видны все ритуалы и все церемонии, которые предшествуют серьезным разговорам. Уже потому, что действие само по себе полностью открыто, в выработке решений в той или иной степени участвуют все.
Итак, будем считать, что в процессе обсуждения и всеобщего одобрения решение принято. Общая «законодательная» встреча завершается яркими обрядами, где ведущие роли играют женщины — главные жрицы и хранители традиций.

- Аркаимцы чтили женщину?

- Скажу однозначно: роль женщины на Аркаиме была чрезвычайно высокой, особенно в религиозной сфере. Стилизованные изображения Богини известны в костяной и каменной пластике Аркаима и Синташты. Особенно интересны погребения девочек и женщин с булавами и двойные погребения в позе объятий. В общем, в аркаимском обществе, во всяком случае в эпоху его расцвета, ведущую роль в отправлении религиозных обрядов играла женщина.
Аркаимское общество было, очевидно, «открытым» в эротическом плане. Среди вещевых находок часто встречаются изображения мужских символов. Они запечатлены в формах пестов, молотов, в антропоморфной круглой пластике.

Я воспринимаю аркаимский мир как юность человеческого рода. Здесь все внове, все непосредственно и прекрасно. В том числе любовь.

Аркаим- Геннадий Борисович, в науке все чаще бывает так: ученый уходит в какие-то глубины, например, физические, в глубины материи, «возвращается» оттуда и говорит, что он наблюдал нечто невиданное, но не может обычными словами рассказать об этом другим. И у вас то же самое: вы были в Аркаиме бронзового века, в том времени, а объяснить его нам сложно.

- В чем-то вы правы. Грани этой культуры ярки и многообразны. Я не всегда понимаю их смыслы, но я ощущаю их свечение… Как передать эти ощущения вам и другим и при этом не оторваться от археологического факта?

- Однако вы ничего не сказали о письменности. А ведь это один из важнейших признаков цивилизации. Нас так учили. Но на Аркаиме и Синташте письменности нет.

- Впервые письменность появилась 5 тысяч лет назад на очень ограниченных территориях Древнего мира. Но не все народы пошли по пути развития письменности. Во многих обществах весь массив информации продолжали передавать через сложные орнаменты, детальную символику, вкрапленную в украшения и одежду. Особая роль в накоплении и передаче знаний отводилась ритуалам и обрядам, которые охватывали все сферы жизни, от рождения до смерти. И конечно, живое слово устного рассказа воплощало в себе все многообразие накопленного опыта. Более того, в «Авесте» жрецы «воюют» с попытками ввести письмо: записанное слово может быть использовано дьяволом, только устное слово священно, записи молитв вообще не допускались.

Я неоднократно писал о том, что в археологии Аркаима–Синташты все одухотворено. Культурный слой буквально насыщен следами обрядовой активности. Они увязаны с огнем, водой, домом, элементами его интерьера… Гипертрофированный характер обрядовой деятельности свидетельствует о необходимости зафиксировать разнообразные знания и передать их ближним и дальним потомкам. Вероятно, в ту эпоху, о которой мы говорим, хранение и трансляция информации через обряд и слово были более продуктивны по сравнению с письмом.

Еще один аспект. Аркаимцы хорошо знали небо и умели ориентироваться не только по сторонам света, но и в окружающем пространстве. В пределах поселения Аркаим было выявлено несколько точек, значимых для наблюдения за небесными телами. Эти точки связаны с восходом и заходом Солнца в дни летнего и зимнего солнцестояний, с движением по горизонту «высокой» и «низкой» Луны. Похоже, что люди Аркаима хорошо знали и движение планет. Азимут наблюдений проходил через геометрический центр поселения. Вообще, сам укрепленный поселок, протогород, оказывался размещенным в центральной точке мироздания, на воображаемой космической оси.

Сейчас я работаю над археологическими чертежами, связанными с архитектурой Аркаима. Я не могу без восхищения наблюдать, как аркаимские архитекторы строят круги, трапеции, прямоугольные треугольники, они знают принципы «золотого сечения». Я не могу понять изначальных единиц измерений, да это и не столь важно — важны пропорции, а пропорции аркаимских сооружений совершенны в своей гармонии. Вглядитесь в снимок Аркаима, сделанный с высоты птичьего полета, — он завораживает. Завораживает и увлекает, как высокое искусство.

Жители Аркаима — великие геометры. Они добивались гармонии не только в архитектурных решениях. Посмотрите на изделия из металла, глины, камня — сколь совершенны их формы. Люди, кажется, исходили из знания священных чисел геометрии. Но это было совсем не по Пифагору. Великий греческий математик (569 – около 450 г. до н.э.) через полторы тысячи лет недвусмысленно заявил, что цифры священны сами по себе. Аркаимцы во многом еще оставались составной частью природы, глубоко чувствовали ее пропорции и воспроизводили их. Они наблюдали математику в очертаниях раковины и рога, срубленного дерева, цветка и горного кристалла.

Посмотрите на сосуд эпохи бронзы, на его орнаменты — треугольники, ромбы, свастики… Я не говорю о смысле отдельных элементов и их композиций. Задайтесь вопросом, как люди, не вооруженные современным математическим аппаратом, создавали целостные рисунки, где безукоризненно сходятся «записи», имеющие начало и конец. И это на сосудах со всеми изгибами форм и «плавающими» диаметрами!

- Я и не заметил, как в вас убыло ученого и прибыло художника.

- С Аркаимом, кроме научных интересов, связаны и личные отношения. Это мои неудовлетворенные поиски идеального. Все замечательные порывы аркаимской эпохи могли быть совершены людьми, живущими по нравственным принципам. Нравственные принципы предполагают выбор не по соображениям выгоды или устрашающего приказа, а по велению совести, по зову добра и справедливости. Представьте себе: психологи утверждают, что истоки нравственности и духовности следует искать в каменном веке. Первобытные коллективы не могли бы выжить без взаимной поддержки, взаимного переживания. Любое проявление вражды приглушалось и пресекалось.

Так было в первобытности и в значительной степени сохранялось на первых этапах рождения государственности. По надписям египетских пирамид, по глиняным табличкам Месопотамии мы можем судить, как высоко ценились совестливость, порядочность и дружба. Накопление богатств и переход их в руки знати и жречества в корне изменило отношения людей.

Я внимательно наблюдаю, как мои аркаимские земляки подчеркивают равенство между собой и в жизни на поселениях, и в погребальных обрядах. Как они совмещают отдельные семейные дома с Большим аркаимским домом — в мирную Вселенную совместного бытия. К сожалению, нравственность не наследуется. Она не наследуется ни при смене общественных систем, ни при рождении ребенка. Каждое поколение, каждый человек заново проделывает свой путь и осуществляет свой выбор.

Может быть, это наивно, но я очень хотел бы, чтобы культурное наследие Аркаима и Страны городов, отраженное в науке, музеях и заповеднике, хоть чуточку способствовало прорастанию той нравственности, без которой будущее человечества не состоится.

Михаил Фонотов, 21.01.2014.

Просмотров: 1534 • Источник: Медиазавод
Рейтинг: 4. (Оценить рейтинг могут зарегистрированные пользователи)

Вы можете принять участие в обсуждении этой статьи, (если зарегистрируетесь или авторизуетесь, то сможете получать уведомления о новых комментариях)
RSSНОВЫЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
» Золотые десятилетия Челябинского музея местного края
Николай Антипин, 28.05.2017. (Туристические объекты)
RSSНОВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАЗДЕЛА
» А как же Калуга?
Адвертайзинг КАРТА74, , 13.06.2017. (Туристические объекты)
» Путешествие по национальным паркам Южного Урала
Челябинский краеведческий музей, Стоимость билета: 150 рублей, 09.03.2017. (Туристические объекты)
RSSСВЕЖИЕ ОТЧЁТЫ РАЗДЕЛА
» Сказ (Шамахинская) пещера
Valery74, 10.01.2017. (Туристические объекты)
» Промокший насквозь Гонконг
Настя, 09.12.2016. (Туристические объекты)
» Наш «Стоунхэндж»
Belog65, 04.10.2016. (Туристические объекты)
RSSСВЕЖЕЕ В ФОРУМЕ РАЗДЕЛА
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Челябинский ЦиркПри строительстве здания челябинского Цирка за основу было взято здание Цирка в Краснодаре. Тем не менее сравнив фотоснимки этих двух цирков, можно убедиться — челябинский Цирк получился самобытным.
ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
Гроза в Кропачёво (Ашинский район)28.06.1961
Гроза, начавшаяся в этот день в районе станции Кропачёво (Ашинский район), продолжалась более 20 часов.
ПОЛЕЗНЫЙ ФАКТ О ПОРТАЛЕ
Поиск Яндексом по порталу может найти объект или статью даже по самому неопределённому запросу.
ГОЛОСОВАНИЕ НА ПОРТАЛЕ
Интересует ли вас история Челябинской области?
 Да
 Нет