Вы здесь:   Главная » Туристические объекты » Статьи » Как из воды родился огонь, или Подробности из жизни древних жителей Аркаима

Как из воды родился огонь, или Подробности из жизни древних жителей Аркаима

Как люди Аркаима совершали культовые обряды, как относились к загробному миру и что объединяло аркаимцев с предприимчивыми дачниками нашего времени?
Как из воды родился огонь, или Подробности из жизни древних жителей Аркаима

Вода, которая пожирает огонь

Общественную среду, в которой жил аркаимский человек, вероятно, нельзя соотносить с первобытностью, с ее коллективным производством, распределением и потреблением, а также отсутствием какой-либо эксплуатации. Однако нет у аркаимцев и сложившихся классовых структур.

Их комплексное хозяйство, рационально и гармонично вписанное в природную среду, безусловно, обеспечивало получение прибавочного общественного продукта. Изобилие продуктов питания давало возможность отдельным членам коллектива либо целым группам людей «выпасть» из производственной сферы и посвятить себя служению культу или военному ремеслу. Отправление обрядов требовало уйму времени и усилий многих людей. Во что обходилась культовая практика, можно судить по обилию костей жертвенных животных, которые археологи находят на раскопках погребений. В любом детском и подростковом захоронении есть остатки одного-двух баранов или телят. В погребениях взрослых чаще всего встречаются скелеты лошадей и (иногда до десяти и более) крупного и мелкого рогатого скота. В каждую могильную яму непременно помещали сосуды с пищей. Уже после захоронения во время поминальных обрядов глиняные сосуды с едой ставили у края могилы, вырывая для них небольшие ямки. Значительное количество мясных, растительных и молочных продуктов тратилось во время строительных культовых обрядов. Остатки их археологи называют «строительными жертвами».

Интересны обряды, связанные с божеством воды и огня. В целом ряде домов на дне колодцев обнаружены побывавшие в огне копыта, лопатки и нижние челюсти лошадей и коров. Кости помещены в колодцы преднамеренно: челюсти расположены по кругу вдоль стенок колодца и закреплены вбитыми в грунт березовыми колышками. Рядом с колодцами находились металлургические печи. При этом поддувало печей было связано с колодцем с помощью специального воздуходувного канала, устроенного в фунте.

Эксперимент, проведенный здесь же, в полевых условиях, показал, что печь, совмещенная с колодцем, способна давать температуру, необходимую не только для расплава бронзы, но и для выплавки меди из руды.

Жертвенники на дне колодцев и столь оригинальные конструкции металлургических печей производят сильное впечатление. Трудно поверить, но весь комплекс как бы наглядно иллюстрировал в форме «натурального макета» древнейший миф о рождении бога огня. Знаменитый и широко распространенный у индоевропейцев миф свидетельствует, что Агни родился из воды. Воды темной и таинственной.

На дно колодца в ледяную воду помещали почетные жертвоприношения божеству Воды. Благодаря воде и колодцу в печи возникает тяга, которая не просто раздувает огонь, а родит бога огня Агни, который плавит металл!

Начало власти

По содержанию грунтовой забутовки на отдельных участках стены и некоторым отличиям в технических приемах (например, размер и форма земляных блоков и «кирпичей») Аркаим. Реконструкция.совершенно очевидно, что стены строились не каким-то одним выбранным или назначенным количеством мастеров по всему периметру от начала и до конца. Каждый отрезок стены, примыкающий к дому, строился жителями этого дома. Точно так же «узким семейным коллективом» строился внутренний ливневый ров, а следовательно, и участок круговой улицы с деревянной мостовой. Разбирая план поселения, интересно наблюдать, как хозяин того или иного дома старался выкроить себе больший участок в ущерб ширине общественной улицы, словно изворотливый дачник нашего времени.

В процессе раскопок легко улавливаются некоторые технические особенности не только отдельных домов, но и в целом каждого отдельного сектора. Все это приводит к убеждению, что в строительных работах на Аркаиме в качестве самой нижней (археологически фиксируемой) исполнительной ячейки выступает большесемейная община, будущая «хозяйка» сооружаемого дома. Объединение большесемейных общин полностью отвечало за строительство и, вероятно, за поддержание порядка круговой улицы и всего комплекса.

Яркая индивидуальность строительной деятельности на уровне общин должна была проходить на фоне централизованных требований к выполнению сложного архитектурного замысла. Планировочная схема Аркаима, вероятно, создавалась и уточнялась многими поколениями людей — служителями культов, которые наблюдали за движением небесных светил и определяли основные реперы так называемой пригоризонтной астрономии. Архитектурная реализация выявленных астрономических направлений, соблюдение обязательных для всего комплекса технических норм и правил — все это требовало централизации власти.

Учитывая это, можно предположить, что в аркаимском обществе только начался процесс классообразования. Здесь впервые появились возможности перераспределения средств существования (их излишков) через обмен и общественное разделение труда. Аркаим был именно тем центром, на базе которого концентрировался и перераспределялся натуральный прибавочный продукт, организовалась жизнедеятельность всего социально-хозяйственного и культурного организма.

Иной мир

Аркаимцы хоронили покойников в скорченном положении на левом или правом боку. Ориентация погребенных разнообразна. Вместе с умершим закапывали вещи, в основном бытового, но иногда и ритуального обихода, что неопровержимо указывает на существование у древних представлений об ином», но подобном земному мире, ожидающем нас после смерти. В состав погребального инвентаря обязательно входят керамические сосуды, а также изделия из бронзы (ножи, шилья, топоры-тесла, предметы вооружения), костяные и каменные наконечники стрел, гарпуны и другие поделки из кости и камня, украшения. К сожалению, большинство могильных ям аркаимского некрополя еще в древности ограблено.

Увы, могилы грабили и на заре человечества. В те времена грабителей интересовали прежде всего изделия из бронзы. Могильные ямы представляют собой сложные архитектурные сооружения с полыми камерами. К моменту ограбления несущие конструкции ям, как правило, еще держатся и грабители орудуют в полом пространстве. Но ограблению никогда не подвергались недавно погребенные трупы, а только уже разложившиеся или находящиеся на последних стадиях разложения, когда кости скелета еще частично скреплены связками. Поскольку эта закономерность наблюдается на огромных территориях и длительное время, нет никакой возможности приписать ограбление могил только чужаками. Могилы грабились местными людьми, может быть, даже родственниками покойника.

Вероятно, индоевропейцы придавали особое значение разложению мягких тканей трупов, увязывая с этим свой страх перед «остаточной телесностью» мертвых, и представления о каких-то циклах загробного существования. Но, по-видимому, и после разложения трупов в ямах аркаимских некрополей сохранялась какая-то доля той отрицательной энергии, которую древние индоевропейцы связывали с «остаточной телесностью» мертвых; поэтому между мертвецами и грабителями зачастую завязывались настоящие «сражения», после которых оставались разбросанные во все стороны кости и керамика.

Г. Зданович, А. Кедров, 18.03.2014.

Просмотров: 2095 • Источник: Сборник «Врата Рифея» •
Рейтинг: 1. (Оценить рейтинг могут зарегистрированные пользователи)

Вы можете принять участие в обсуждении этой статьи, (если зарегистрируетесь или авторизуетесь, то сможете получать уведомления о новых комментариях)
RSSНОВЫЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
» Золотые десятилетия Челябинского музея местного края
Николай Антипин, 28.05.2017. (Туристические объекты)
RSSНОВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАЗДЕЛА
» А как же Калуга?
Адвертайзинг КАРТА74, , 13.06.2017. (Туристические объекты)
» Путешествие по национальным паркам Южного Урала
Челябинский краеведческий музей, Стоимость билета: 150 рублей, 09.03.2017. (Туристические объекты)
RSSСВЕЖИЕ ОТЧЁТЫ РАЗДЕЛА
» Сказ (Шамахинская) пещера
Valery74, 10.01.2017. (Туристические объекты)
» Промокший насквозь Гонконг
Настя, 09.12.2016. (Туристические объекты)
» Наш «Стоунхэндж»
Belog65, 04.10.2016. (Туристические объекты)
RSSСВЕЖЕЕ В ФОРУМЕ РАЗДЕЛА
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
АркаимОдно из чудес Южного Урала — древний город Аркаим. Он старше гомеровской Трои. Название происходит от близлежащей горы Аркаим, что переводится с тюркского как «Гора-спина».
ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
троицкая ярмарка в XIX веке20.05.1750
Открытие в Троицке первой ярмарки. Через некоторое время Троицкая ярмарка стала одной из крупнейших в России. По размеру товарооборота ярмарка в троицке уступала только Нижегородской и Ирбитской.
ПОЛЕЗНЫЙ ФАКТ О ПОРТАЛЕ
Если вы хотите высказать своё мнение о любой публикации портала, то можете сделать это в любом из форумов портала.
ГОЛОСОВАНИЕ НА ПОРТАЛЕ
Приходилось ли вам устраивать экскурсии по Челябинской области для своих родственников, гостей, коллег из других регионов?
 Да
 Нет
 Я не местный. Это мне устраивали такие экскурсии