Вы здесь:   Главная » Туристические объекты » Статьи » Фершампенуаз у них — столица, а Париж — село

Фершампенуаз у них — столица, а Париж — село

Куда как пестра иноязычьем карта Южноуралья, помечена тезками селений чуть ли не всех стран Европы. Только в этом районе встретите «французский» Париж, и «немецкий» Кассель, и «польскую» Остроленку и даже Балканы.
Фершампенуаз у них — столица, а Париж — село

В названии местного Арсинского поселка прячется пышнозвучный околопарижский Арси-сюр-об, а райцентром здесь не менее пышный до труднопроизносимости Фершампенуаз, тоже, кстати, из-под Парижа родом. Столь чудный район именуется Нагайбакским, потому что заселяют его нагайбаки. Кто они такие? Считается, что татары. Однако, когда совсем недавно с освобождением религий в пору перестройки наведался сюда представитель казанского духовенства с предложением открыть мечеть, нагайбаки, мягко говоря, его попросили. Потому что уже более четырех веков они почитают Иисуса Христа и Святую Троицу. Такие вот они, нагайбаки — общие дети татарского и русского народов.

Без малого четыре века стояли они на страже России. Что знаем мы о них? Что сами они помнят? Многое-многое забыто из славной истории в советское время, когда чуть ли не насильно старались убедить их, что не какие-то они нагайбаки, а обычные татары. Вся-то и разница была в религиях, а раз не стало ни христианского, ни мусульманского богов, так чего же и разниться-то. А поговорите-ка с нагайбаками, вслушайтесь в их речь, в их облик, и совсем нетрудно будет приметить их самобытность.

По-русски говорят они бойко, далеко не каждый признает татарский язык родным. В обличье лишь немногих приметны тюркские черты. Редко встретишь среди нагайбаков скуластых, раскосых брюнетов, чаще они стройны, худощавы, светловолосы и светлоглазы. Ну ладно, по имени-отчеству их с русскими не различишь, как-никак общие христианские святцы. Но они и типичные европеоиды. Веснушчатых встретишь едва ли не чаще русских. Нет, это не следствие русификации. Нагайбаки охотно роднятся с русскими, но отнюдь не ассимилируются. А если в районе 42 процента русских и 36 – нагайбаков, то первые в большинстве своем уже советских целинных приливов.

Совсем не просты исторические судьбы и происхождение нагайбаков. Их история четко прослеживается с ивано-грозновских времен, когда были крещены они, поверстаны в воинское сословие на башкирском пограничье. Первый летописец Южноуралья П. И. Рычков в своей «Топографии Оренбургской», написанной в середине XVIII века, рассказывает о нагайбаках следующее:

«Нагайбак или Нагайбакская крепость, расстоянием от Оренбурга по большой Московской дороге 400, от Уфы 208, а от Мензелинска 64 версты. Звание происходит от жившего на этом месте башкирца, который назывался Нагайбак, и юрт его назывался по нему деревней Нагайбаковой. Данная крепость построена в 1736 году по причине бывшего тогда башкирского замешания на ровном и всякими угодьями привольном месте, где неподалеку впадает в Ик небольшая речка, называемая Миняус; а с другой стороны в ту же речку впала небольшая речка, которую по-татарски называют Кала-елга, что значит «городовая речка», может быть потому, что от устья ее в полуверсте, по течению ее с правой стороны, поныне виден ров и земляной вал, который по большей части уже осыпался. Сказывают, что тут бывал город и живали в нем якобы нагайцы…»

казаки-нагайбаки из с.ПарижПосле нескольких веков мусульманства (как известно, еще булгары до Батыева нашествия приняли его) нагайбаки оставались в большинстве язычниками. Известно, что неоднократно делались попытки крестить татар, но с малым успехом. В абсолютном большинстве они оставались мусульманами все века «христианского ига». Почему же крестились нагайбаки? Силою ли? А не была ли в легкой смене веры память о не столь уж далеком омусульманивании поволжцев, отнюдь не всегда добровольном, а под саблей ханов. Немало было среди них племен и народов, которые так и не приняли мусульманство — чуваши, например, мари.

С кого пошли нагайбаки? Булгар или угров-мадьяр? А может, с иных, более древних племен, обитавших в Поволжье и Приуралье до их прихода? Нетрудно тогда понять пращуров нагайбаков, принявших православие. Бесправному, но помнившему о былой свободе племени ведь не просто предложена была смена веры, но и зачисление на государеву службу, трудную, но почетную — стать полноправным гражданином новообретенного Отечества. Вот и крестились, пошли на службу к завоевателям. А может, освободителям? В XVIII веке заведено было верстать бежавших из киргиз-кайсацкого плена в казаки Нагайбацкой крепости. Таких, например, в 1752 году было 68 персов, 12 арабов, 3 бухарца и 3 каракалпака.

Всяк мало-мальски сведущий в географии сразу же обратит внимание на такую вот несообразность. П. И. Рычков указывает месторождение Нагайбакской крепости в пограничье Татарии и Башкирии, близ Мензелинска. Так те ли это нагайбаки, что образовали национальный район в Челябинской области? Полтора века назад всех нагайбаков в числе других казаков переселили из родных мест за Уральские горы на так называемую Новую линию — новую границу с киргиэ-кайсаками. Потому-то так пышно и зарубежно звучат названия нагайбакских селений, что заведено было тогда называть казачьи станицы и поселки в новом пограничье по местам, где прославилось победами российское воинство.

В составе Оренбургского казачьего войска служили отечеству нагайбаки до революции. В гражданскую войну разделили они казачью судьбу. Воевали под красными знаменами братьев Кашириных, а того больше под началом атамана Дутова, который, кстати, имел родовой надел вокруг Касселя. Потому и места эти были обильно политы кровью весной 1918 года, в том числе и нагайбаков. Затем эмиграция. Говорят, в числе дутовцев даже в Австралию забросило казаков-нагайбаков. Уцелевшие же не имели право называться казаками. А они себя считать ими не переставали. Был я в нагайбакских Париже, Фершампенуазе, Арсинке на закате брежневского «застоя» (то бишь в Арси-сюр-об, простим нагайбакам сие упрощение названия, ведь и чистокровный русский на нем язык сломает, а они ж как-никак считаются татарами) и обратил внимание на местную особенность. На воротах — где подкова прибита, где фанерный конек. «Упрямцы!- пояснил мне представитель районного начальства.- Казачество давно уже отменили, а они своими железками до сих пор играют». В пору перестройки реабилитировано казачье сословие. Теперь нагайбаки могут в открытую объявить с гордостью о своей принадлежности к вечным защитникам Отечества.

А. Моисеев, 06.03.2014.

Просмотров: 1961 • Источник: Сборник «Врата Рифея» •
Рейтинг: 1. (Оценить рейтинг могут зарегистрированные пользователи)

Вы можете принять участие в обсуждении этой статьи, (если зарегистрируетесь или авторизуетесь, то сможете получать уведомления о новых комментариях)
RSSНОВЫЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
» Золотые десятилетия Челябинского музея местного края
Николай Антипин, 28.05.2017. (Туристические объекты)
RSSНОВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАЗДЕЛА
» А как же Калуга?
Адвертайзинг КАРТА74, , 13.06.2017. (Туристические объекты)
» Путешествие по национальным паркам Южного Урала
Челябинский краеведческий музей, Стоимость билета: 150 рублей, 09.03.2017. (Туристические объекты)
RSSСВЕЖИЕ ОТЧЁТЫ РАЗДЕЛА
» Сказ (Шамахинская) пещера
Valery74, 10.01.2017. (Туристические объекты)
» Промокший насквозь Гонконг
Настя, 09.12.2016. (Туристические объекты)
» Наш «Стоунхэндж»
Belog65, 04.10.2016. (Туристические объекты)
RSSСВЕЖЕЕ В ФОРУМЕ РАЗДЕЛА
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
АркаимУчёные установили, что Аркаим был построен на рубеже третьего и второго тысячелентия до нашей эры. Люди здесь жили около 100 лет, а потом покинули свои дома и ушли в сторону Ирана и Афганистана. Уходя они сожгли город, принеся его в жертву своим богам.
ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
Челябинск - уездный город31.12.1796
Уфимское наместничество преобразовано в Оренбургскую губернию с центром в г. Оренбурге. Челябинск вошел в нее в качестве уездного города.
ПОЛЕЗНЫЙ ФАКТ О ПОРТАЛЕ
Редакция портала Карта74.рф приглашает к сотрудничеству туристов, любящих фотографировать, и фотографов, любящих путешествовать по Южному Уралу!
ГОЛОСОВАНИЕ НА ПОРТАЛЕ
Из какого источника должно финансироваться строительство галереи «Метеорит»?
 Федеральный бюджет
 Областной бюджет
 Городской бюджет
 Частные инвестиции
 Личные средства автора проекта
 Всем миром! На добровольные пожертвования граждан