Warning: Unexpected character in input: ' in /home/u28816/xn--74-6kca2cwbo.xn--p1ai/www/scripts/addKey.php on line 97
Деревянные боги на Южном Урале - Статьи - КАРТА74.рф
Вы здесь:   Главная » Туристические объекты » Статьи » Деревянные боги на Южном Урале

Деревянные боги на Южном Урале

Их всего две — две деревянных культовых скульптуры. Как говорится, не густо. И, тем не менее, интерес к ним оправдан хотя бы потому, что обе они имеют точно определяемое местное происхождение, обе рассказывают о явлении необычном.
Деревянные боги на Южном Урале

Сотни лет официальная православная церковь выступала против помещения скульптурных изображений в храме, потому что римский обычай молиться статуям считается за идолопоклонство. Однако это утверждение является скорее отражением официальной церковной позиции, нежели реально существующей картины.

Регулярность запрещающих указов и широкий ареал распространения культовой скульптуры говорит о том, что церковь оказалась не в состоянии решить ею же поставленный вопрос. Иначе как объяснить существование значительных коллекций культовой скульптуры в Москве, Новгороде, Перми, Пскове, Саранске. «Церковникам пришлось приспосабливаться к народным взглядам, пренебречь церковными правилами и для привлечения местного населения к христианству пойти на компромисс — допустить статуи в церковных часовнях», — писал Николай Николаевич Серебренников, основатель пермского собрания деревянной культовой скульптуры.

Реалистическая объемная скульптура, часто раскрывающая тему страдания, была, видимо, психологически более понятна широким слоям народа, нежели официально принятая и тысячекратно воспроизведенная, но так до конца и не воспринятая икона, с ее условностями, обратной перспективой и учением о цвете.

Н.Н.Серебренникову удалось установить, что скульптуры в церквах пользовались совершенно особым почетом, так как «во многих местах верили, что скульптуры — это живые божества, которые могут сделать людям добро и посылать несчастья».

Итак, какие же они, челябинские деревянные скульптуры?

«Иисус в темнице» — скульптура, известная в Челябинской области под названием «Кундравинский бог» и «Агафьин бог», достаточно традиционно. Сидящий в терновом венке страдающий бог. Известно, что изготовил скульптуру в начале XIX века в станице Степной отставной солдат Степан Лазарев.

В момент своего рождения творение Лазарева было скульптурной группой. По обе стороны от Христа находилась «стража» — две фигуры воинов.

Местный священник на предложение поместить скульптурную группу в храм ответил категорическим отказом, памятуя, очевидно, о действующих запретах. После смерти Лазарева его наследники продали скульптуру Агафье Андреевне Дмитриевой, которая и перевезла ее в станицу Кундравинскую. В доме Дмитриевой она находилась 10 лет, после чего Агафья Андреевна передала ее в кундравинскую церковь. Здесь судьба «Кундравинского бога» не получила счастливого развития. 11 августа 1876 года церковь рухнула, в результате чего «стража» погибла, фигура же Христа пострадала незначительно. В Кундравах выстроили новую церковь, и деревянный бог был определен в одной из ее кладовых.

В тридцатые годы скульптуру перевезли в Миасский краеведческий музей, а в 1959 году доставили в Челябинский областной краеведческий музей.

Вторая скульптура посвящена одному из самых популярных русских святых — Николаю Чудотворцу.

С давних пор на Руси были широко распространены иконы с изображением «святого Миколы» и, как свидетельствует иезуит Антонио Поссевино, посетивший Россию во времена Ивана Грозного, встречались и скульптуры.

«Между прочим,- пишет он,- более всего они чтут святого Николая, епископа Мирликийского. Мы видели его изображение не только на иконах, но почти полное изваяние недалеко от Новгорода Великого…»

На Южном Урале и, в частности в Челябинске, Николай Мирликийский пользовался также большой популярностью. В честь его была основана в 1740 году первая деревянная церковь, выстроенная в Челябинской крепости. В честь него был освящен и один из приделов городского Христорождественского собора. Как писал в своем справочнике «Путеводитель по Уралу» журналист-краевед В. А. Весновский: «В одном из приделов храма в особом киоте имеется в натуральный рост фигура св. Николая Чудотворца в полном облачении, сделанная не то из дерева, не то из какой-то массы». Как раз эта скульптура и находится в фондах Челябинского областного краеведческого музея. В сравнении с «Кундравинским богом» скульптура «Николай Мирликийский» производит более парадное впечатление. Поверх левкаса, покрывающего всю деревянную скульптуру, идет орнаментальная живопись с прорисовкой жемчуга. Скульптура фрагментарно украшена зеленым и красным бархатом, а митра — живописными ликами херувимов, медными звездочками и полудрагоценными камнями (аметист, горный хрусталь).

Владимир Боже, 03.12.2013.

Просмотров: 3939 • Источник: Сборник «Врата Рифея» •
Рейтинг: 1. (Оценить рейтинг могут зарегистрированные пользователи)

Вы можете принять участие в обсуждении этой статьи, (если зарегистрируетесь или авторизуетесь, то сможете получать уведомления о новых комментариях)
RSSНОВЫЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
» Золотые десятилетия Челябинского музея местного края
Николай Антипин, 28.05.2017. (Туристические объекты)
RSSНОВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАЗДЕЛА
» А как же Калуга?
Адвертайзинг КАРТА74, , 13.06.2017. (Туристические объекты)
» Путешествие по национальным паркам Южного Урала
Челябинский краеведческий музей, Стоимость билета: 150 рублей, 09.03.2017. (Туристические объекты)
RSSСВЕЖИЕ ОТЧЁТЫ РАЗДЕЛА
» Сказ (Шамахинская) пещера
Valery74, 10.01.2017. (Туристические объекты)
» Промокший насквозь Гонконг
Настя, 09.12.2016. (Туристические объекты)
» Наш «Стоунхэндж»
Belog65, 04.10.2016. (Туристические объекты)
RSSСВЕЖЕЕ В ФОРУМЕ РАЗДЕЛА
» Сломалась зарядка(((
Елена Тимофеева, 2020-09-29 02:28:13. (Форум путешественника)
» Клавиатура
Елена Тимофеева, 2020-09-28 00:04:00. (Форум путешественника)
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Академик Валентин ВологдинПионер отечественной радио- и электротехники Валентин Петрович Вологдин (1881–1953) в годы Великой Отечественной войны работал в Челябинске. Разработанный под его руководством метод высокочастотной закалки металла позволил резко уменьшить время обработки деталей, применяемых в танковом производстве.
ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
Сатка30.11.1758
Дата основания Саткинского чугуноплавильного завода. Считается днём рождения города Сатка.
ПОЛЕЗНЫЙ ФАКТ О ПОРТАЛЕ
В 2015 году Карта74.рф победил в конкурсе сайтов, проводимом Правительством Челябинской области в номинации «Лучший сайт о Челябинской области»
ГОЛОСОВАНИЕ НА ПОРТАЛЕ
Из какого источника должно финансироваться строительство галереи «Метеорит»?
 Федеральный бюджет
 Областной бюджет
 Городской бюджет
 Частные инвестиции
 Личные средства автора проекта
 Всем миром! На добровольные пожертвования граждан