| PDA-версия Карта портала Реклама на портале О проекте |
|
|
|
|
|
СВЕЖИЕ НОВОСТИ
Вы здесь: Главная » Туристические объекты » Статьи » Деревянные боги на Южном Урале |
Деревянные боги на Южном Урале

Сотни лет официальная православная церковь выступала против помещения скульптурных изображений в храме, потому что римский обычай молиться статуям считается за идолопоклонство. Однако это утверждение является скорее отражением официальной церковной позиции, нежели реально существующей картины.
Регулярность запрещающих указов и широкий ареал распространения культовой скульптуры говорит о том, что церковь оказалась не в состоянии решить ею же поставленный вопрос. Иначе как объяснить существование значительных коллекций культовой скульптуры в Москве, Новгороде, Перми, Пскове, Саранске. «Церковникам пришлось приспосабливаться к народным взглядам, пренебречь церковными правилами и для привлечения местного населения к христианству пойти на компромисс — допустить статуи в церковных часовнях», — писал Николай Николаевич Серебренников, основатель пермского собрания деревянной культовой скульптуры.
Реалистическая объемная скульптура, часто раскрывающая тему страдания, была, видимо, психологически более понятна широким слоям народа, нежели официально принятая и тысячекратно воспроизведенная, но так до конца и не воспринятая икона, с ее условностями, обратной перспективой и учением о цвете.
Н.Н.Серебренникову удалось установить, что скульптуры в церквах пользовались совершенно особым почетом, так как «во многих местах верили, что скульптуры — это живые божества, которые могут сделать людям добро и посылать несчастья».
Итак, какие же они, челябинские деревянные скульптуры?
«Иисус в темнице» — скульптура, известная в Челябинской области под названием «Кундравинский бог» и «Агафьин бог», достаточно традиционно. Сидящий в терновом венке страдающий бог. Известно, что изготовил скульптуру в начале XIX века в станице Степной отставной солдат Степан Лазарев.
В момент своего рождения творение Лазарева было скульптурной группой. По обе стороны от Христа находилась «стража» — две фигуры воинов.
Местный священник на предложение поместить скульптурную группу в храм ответил категорическим отказом, памятуя, очевидно, о действующих запретах. После смерти Лазарева его наследники продали скульптуру Агафье Андреевне Дмитриевой, которая и перевезла ее в станицу Кундравинскую. В доме Дмитриевой она находилась 10 лет, после чего Агафья Андреевна передала ее в кундравинскую церковь. Здесь судьба «Кундравинского бога» не получила счастливого развития. 11 августа 1876 года церковь рухнула, в результате чего «стража» погибла, фигура же Христа пострадала незначительно. В Кундравах выстроили новую церковь, и деревянный бог был определен в одной из ее кладовых.
В тридцатые годы скульптуру перевезли в Миасский краеведческий музей, а в 1959 году доставили в Челябинский областной краеведческий музей.
Вторая скульптура посвящена одному из самых популярных русских святых — Николаю Чудотворцу.
С давних пор на Руси были широко распространены иконы с изображением «святого Миколы» и, как свидетельствует иезуит Антонио Поссевино, посетивший Россию во времена Ивана Грозного, встречались и скульптуры.
«Между прочим,- пишет он,- более всего они чтут святого Николая, епископа Мирликийского. Мы видели его изображение не только на иконах, но почти полное изваяние недалеко от Новгорода Великого…»
На Южном Урале и, в частности в Челябинске, Николай Мирликийский пользовался также большой популярностью. В честь его была основана в 1740 году первая деревянная церковь, выстроенная в Челябинской крепости. В честь него был освящен и один из приделов городского Христорождественского собора. Как писал в своем справочнике «Путеводитель по Уралу» журналист-краевед В. А. Весновский: «В одном из приделов храма в особом киоте имеется в натуральный рост фигура св. Николая Чудотворца в полном облачении, сделанная не то из дерева, не то из
|
| |||
|
| |||
|
||||
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ![]() | ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ![]() Знаменитый немецкий путешественник и естествоиспытатель Александр Гумбольдт, находясь в Миассе, в честь собственного 60-летнего юбилея совершил восхождение на хребет Таганай, откуда имел возможность полюбоваться на панораму окрестностей. |
|||
ПОЛЕЗНЫЙ ФАКТ О ПОРТАЛЕЕсли вы ищете, но не можете найти информацию о |
ГОЛОСОВАНИЕ НА ПОРТАЛЕ |
Вы здесь: Главная » Туристические объекты » Статьи » Деревянные боги на Южном Урале |
|