Вы здесь:   Главная » Спорт » Статьи » Парусный след Магнитки

Парусный след Магнитки

Посреди уральской степи парусный спорт может показаться запредельной экзотикой. Но только на первый взгляд. Еще в советские годы в Магнитогорске была сильная школа яхтсменов. И сейчас яхтсмены из Магнитки продолжают успешно выступать на международных соревнованиях. О том, какие перспективы у парусного спорта в окрестностях Магнитогорска и почему молодежи не нужен яхтинг, рассказывают сами спортсмены.
Парусный след Магнитки

Река Урал, озеро Банное, Верхнеуральское водохранилище — все это полноценные водные акватории для развития парусного спорта. К тому же у Магнитогорска, где парусный спорт (можно написать яхтинг) начал развиваться в 50-х, серьезное парусное прошлое. Сегодня бытует мнение, что яхта — показатель статуса ее владельца, этакая лакмусовая бумажка на право считаться избранным, пропуск в мир роскоши и богатства. Это заблуждение. Прежде всего парус — это серьезный, невероятно тяжелый и травматичный вид спорта. Другое дело, что держится он теперь не на государственной поддержке, а на плечах энтузиастов, готовых не только отдавать любимому делу время, но и вкладывать немалые средства. В Магнитогорске это очень небольшой круг людей, которые не особенно афишируют свои достижения, хотя поводов для гордости более чем достаточно. Команда магнитогорского водного клуба «Лазурный» ежегодно участвует в нескольких международных регатах. В 2011 году магнитогорцы привезли из-за границы второе место с гонки RETAIL CUP, в следующем взяли реванш — завоевали первое место.

Рассказывая о том, как и почему они «заболели» парусом, каково это — выходить в море и побеждать соперников, участники любительской регаты — Геннадий Чернышков, Вадим Кожанов, Олег Савин, Дмитрий Лядов — говорят на самом деле о многом другом. О мужской дружбе, про которую как-то неловко писать «настоящая», потому что в море другой и не бывает; о большой мечте, которая сбылась и стала счастьем; о ненадуманных проблемах, которые того и гляди станут общей бедой.

Гонка в Эгейском море

Капитан команды, штурман и рулевой — Геннадий Васильевич Чернышков. В обычной жизни он директор стоматологической клиники «Фирма 32». Его слово на яхте закон: никому и в голову не придет спорить с капитаном, который несет ответственность за жизнь экипажа и сохранность судна и от решений которого зависит жизнь каждого. Члены команды — увлеченный яхтсмен, член некоммерческого партнерства водный клуб «Лазурный» Олег Савин и работник ОАО «ММК» Дмитрий Лядов. В составе команды есть собственный доктор, шутят ребята: вместе с ними в море выходит врач травматолог-ортопед травматологического отделения АНО МСЧАГ и ОАО «ММК», главный внештатный специалист управления здравоохранения администрации города Борис Ошмарин. Владелец собственного бизнеса Вадим Кожанов, председатель некоммерческого партнерства «Водный клуб Лазурный», не вошел в состав этой команды — нынешней осенью «гонялся» на другой яхте со шкипером из Екатеринбурга и командой из Татарстана. Это была уже четвертая регата Кожанова после Франции, Новороссийска, «ЯВА-Трофи» в Екатеринбурге. Гонка в Эгейском море

Кубок Мармариса — очень престижная гонка в Эгейском море, которую устраивает турецкое правительство, — говорит Вадим Кожанов. — Она собирает парусники со всей Европы и бывшего СНГ. В этом году были украинцы, белорусы, англичане, датчане, немцы, чехи, хорваты. Раньше, бывало, прилетали даже новозеландцы. Мармарис — одна из курьезных ситуаций, балансирующих на грани между комедией или трагедией. Вот одна из них.

В этом году один из новичков упустил веревку. Что делать? Надо лезть на мачту. Капитан спрашивает, кто сколько весит. Ну, мы-то не первый день на борту и понимаем, что к чему — кто сказал 140 кг, кто 130 кг. А девочка, которая тоже вышла в море впервые, говорит: а я 55! Все радостно выдохнули: о! вот ты и полезешь. Посадили ее в «беседку», предупредили: делай что хочешь, только вниз не смотри. А подниматься надо было на 18-метровую мачту. Все, что нужно было сделать — просто висеть, а наверху фал с вентилятора скинуть и вниз с собой утащить. Ну, подняли ее на лебедке. Амплитуда — метра три покачивания мачты на высоте шестиэтажного дома. Это страшно. Она посмотрела вниз — и все. Мы потом с палубы видели на мачте следы от маникюра… Другая история — о том, почему так хорошо иметь «своего» врача на яхте. Один и магнитогорских яхтсменов наступил на морского ежа. Иголки — дело коварное, очень болезненное и чреватое воспалением. Кто знает, чем бы все кончилось, если бы не Боря — Борис Ошмарин… Каждый врач берет с собой набор инструментов. Магнитогорский ортопед взял с собой все, кроме скальпеля. Что делать? Хорошо, под рукой оказался хороший острый швейцарский нож. Им-то под «местным наркозом» и выковыряли из ноги иглы ежика — провели хирургическую операцию.

Есть ли будущее у паруса?

Чернышков, Кожанов, Ошмарин, Лядов, Савин — второе и, по всей видимости, последнее поколение магнитогорских яхтсменов. Беда, сетует Вадим: за нами никого!
Почему не развивается парус в Магнитогорске? Видимо, это связано с ситуацией в стране, — размышляет председатель водного клуба «Лазурь». — Спорт никому сегодня ненужен, а тем более такой дорогой и технически сложный, как парус. Потому что на 80–90% успех гонки зависит от матчасти, новые технологии здесь на первом месте. У меня есть мечта: построить яхт-клуб и проводить регаты здесь, чтобы люди ездили не в Турцию, а к нам, а Магнитогорск. Во всяком случае, площадь Верхнеуральского водохранилища, где организован наш клуб, это позволяет. Однако для реализации этой мечты необходимы две вещи. Во-первых, должна быть экономически оправдана хотя бы дорога до Магнитки. Кроме того, если пойти по пути свердловчан и создать собственный флот, необходимо не только построить лодки, но и иметь место, чтобы принимать их, нужна инфраструктура. Турки на этом научились зарабатывать хорошие деньги. Энтузиасты, объединившись в некоммерческое партнерство Водный клуб «Лазурный», теперь строят на Верхнеуральском водохранилище частный яхт-клуб. Сегодня там швартуется семь яхт, из них три большие, все они принадлежат местным любителям. Но вот парадокс: есть лодки, есть территория, есть, наконец, местные жители, целое поколение подростков 14–15 лет, которые в прежние времена грезили морской романтикой. Но сегодняшним пацанам все это не нужно.

Парусный спортПредлагал ребятам: давайте я вам бесплатно привезу яхту,— рассказывает Вадим Кожанов. — Ее надо подкрасить, что-то подтянуть — и берите, ходите, занимайтесь! Надо? Нет, не надо. Это поколение, которое сидит у компьютеров и ничем больше не интересуется. А ведь парусный спорт в Магнитогорске появился еще в середине 50-х. Крестным отцом стал тогдашний ректор МГМИ Николай Иванов, который привез в город металлургов свое увлечение парусом не откуда-нибудь — с Волги. Именно Николай Иванович создал в Магнитогорске один из лучших в СССР! яхт-клубов, где были представлены все олимпийские классы яхт. Еще с 50-х годов водная станция ММК гремела на весь СССР, там вырастили целую команду крупных мастеров. В городе при основном производстве (ММК, калибровочный и метизный заводы) работали три клуба, куда бесплатно мог записаться любой мальчишка. В 1972 году парус начинали поднимать на озере Банном. А знаменитая яхта международного класса «Магнитка»? Первая лодка, крупнейших любительских регат, по уровню сравнимых с чемпионатом страны. В этом году туда съехались все сильнейшие яхтсмены России: Неугодников, Мусихин, Быковский, Никифоров. Несмотря на отвратительное судейство, магнитогорцы вырвали .первое-место.Международная регата в Мармарисе — удовольствие не из дешевых. Везти на соревнования «домашние» яхты дорого, поэтому судно фрахтуется на месте. Ежегодно на регате поднимается около 170 вымпелов команд-участниц. В зависимости от параметров (вес, длина, размеры, парусность) яхты объединяют в шесть дивизионов по 20-30 лодок, причем профессионалы «гоняются» в отдельном дивизионе. Яркая деталь: магнитогорцы по примеру своих товарищей из Екатеринбурга выходят в море под марш «Прощание славянки». Рассказывают: когда среди турецких флагов начинает играть старинный марш, у «наших» мурашки бегут по коже, все хлопают, со всех сторон крики «Молодцы!» — всеобщее уважение и респект…

Соревнования продолжаются пять дней — по одной гонке в сутки. Три из них проходят внутри марины, то есть на закрытом водоеме. В течение шести-семи часов лодка проходит олимпийскую дистанцию: треугольник, петля, прямая. Следующие две гонки — оффшорные — это когда яхты на 30-70 миль уходят в море. Времени на выполнение задания уходит больше, около 12 часов. Лодка должна пройти определенный маршрут по карте, обойти контрольные точки, причем как это сделать — личное дело капитана, производная его опыта и погодных условий. Штурман должен понимать, откуда дует ветер, как ведут себя вода и паруса. Как говорит Борис Ошмарин, первый пилот самолета контролирует 16 параметров, а рулевой на хорошей гоночной яхте в момент регаты — 24 параметра. Выходит, управлять яхтой сложнее, чем самолетом! При этом никто из членов экипажа не думает о себе — все мысли только о лодке. Легкий завтрак, перекус в течение дня, вечером — ресторан. Профессионалы вообще идут на гонку без сменной сухой одежды, с малым запасом сухофруктов и сублиматов, чтобы не перегружать лодку.

Про кругосветку и морского ежа

Что для вас участие в регате? — этот вопрос ставит яхтсменов в тупик. Дыра в море, куда уходят деньги — шутят они. А затем отвечают серьезно: это колоссальное удовольствие, от которого трудно, просто невозможно отказаться. Активный отдых, который не сравнить с пляжной ленью. Болезнь, от которой нельзя избавиться. Парус захватывает целиком и полностью. Поэтому и рвутся дважды в год, весной и осенью, сюда, к теплому турецкому побережью или на Верхне-Исетское водохранилище под Екатеринбургом, где проводятся чемпионаты страны.

Это надо попробовать, чтобы понять, — улыбается Вадим Кожанов. — Свобода невероятная: можно из Турции пойти в Грецию. Спрашиваете, не хотели бы мы пойти в кругосветку? В этом нет ничего невероятного: сейчас наш товарищ Виктор Алексеевич Кутищев, в прошлом коммерческий директор ОАО «ММК» на своей 14-метровой яхте «Наяда» завершает кругосветное путешествие. Они с месяц провели в районе пролива Дрейка — ждали погоду, лишь для того, чтоб хотя-бы под одним парусом обойти мыс Горн. Ходили на о.Пасхи, стояли на о.Фиджи, потом пошли в Австралию. Прошли Индийский океан, стояли в Кейптауне. Так вот он говорит, что цивилизация заканчивается на Канарах — дальше острова Зеленого мыса. Но кругосветное плаванье — это уже другая история. Например, всемирно известный Федор Конюхов не яхтсмен, а путешественник. Это божий человек, путешественник-экстремал, которому очень везет, потому что он выпутывался из таких ситуаций, где другой не выжил бы. Конечно, при современных технических средствах ты можешь чувствовать себя достаточно уверенно. Например, можно уйти в каюту, и яхта будет рулить автоматически: задал курс и пошел отдыхать. Другое дело, что даже подсознательно в лодке очень трудно спать, потому что когда ты один, то не знаешь, как за ночь поменяется ветер, где ты проснешься. Полностью расслабиться можно только когда придешь в марину и встанешь на якорь. Каждый день на море — своего рода приключение. Квинтэссенция жизни, спрессованной более густо, расписанной более ярко, ощущаемой более остро. Яхта, построенная из металла Магнитки, в 1992 году на всю страну заявила о мощном потенциале города металлургов. Позже, в силу ряда причин переименованная в «Петра I», магнитогорская красавица ходила за полярный круг по Ледовитому океану. Путь этот начался более тридцати назад. Ходили в плавания вначале на шверботах, потом появились и крейсерские яхты. Для тренировок использовали заводской пруд и горное озеро Банное. Постепенно осваивали большие водные территории, реки. Где только не побывали. Яхты нередко приходилось строить самим. Забирались на Енисей и Лену. Выходили и в море Лаптевых… и преодолели долгий путь к Нью-Йорку. Яхта «Магнитка» № 999 из г.Магнитогорска добралась до Америки. В составе команды были: Белевский Леонид Сергеевич — капитан, зав.ка-федрой, Лукин Валерий Ильич — старпом, докер, Урахчин Юрий Александрович — помощник, капитана, слесарь, Иванов Алексей Николаевич, помощник капитана, ст.преподаватель, Лукин Аркадий Валерьевич — боцман, разливщик, Белевский Илья Леонидович — матрос, школьник 11-го класса, Вершинин Александр Игоревич — матрос, студент, Ошеверов Исай Израелевич — матрос, доцент, Панов Юрий Федорович — матрос, энергетик, Петренко Борис Петрович — матрос, газоэлектросварщик, Самарцев Дмитрий Алексеевич — матрос, студент, Урахчин Денис Юрьевич — матрос, студент. Сейчас Урахчин Юрий Александрович катает горожан на озере Банном на единственной оставшейся яхте. Магнитогорские яхтсмены

Сегодня в Магнитогорске по большому счету нет не только парусного спорта. В прошлом остались высокие достижения парашютистов, пловцов, легкоатлетов, футболистов. Яхт-клуб никому не нужен, уверен Вадим Кожанов. Ни подросткам, которые не хотят менять привычный виртуальный мир на реальные трудности и цели. Ни районным и городским чиновникам, к которым не раз обращался председатель «Лазурного» с предложением организовать при клубе спортивную школу или секцию парусного спорта. Понимает нас только старшее поколение, те, кто сам прошел через эту любовь к воде, — говорит Вадим Кожанов. — А за нами единицы: по пальцам пересчитать можно 30-летних молодых людей, которые могли бы продолжить дело. Менее 20 из них смогут самостоятельно выйти на яхте просто на наш водоем, не то что в море. Непонятна позиция администрации: я готов предоставить территорию, есть определенная инфраструктура — пожалуйста, делайте детскую школу, завозите матчасть, ищите тренера, финансируйте — пусть дети занимаются! Особенно актуально это для Агаповской администрации: кругом деревни, подростки с низким уровнем жизни, которых можно было бы увлечь, научить трудиться, заинтересовать. Это, к конце концов, отличный повод для чиновников укрепить свою репутацию, заявив: а у нас в районе детская спортивная школа! Парусная секция была бы интересна для того же Многопрофильного лицея в Магнитогорске, которое позиционирует себя как необычное образовательное учреждение. Пожалуйста, мы дадим вам кусок берега, поможем, чем сможем, а вы организуйтесь с родителями, возьмите на себя материальную часть. Дети займутся интересным делом, станут участвовать в соревнованиях, зарабатывать славу лицею. Мне бы хотелось объединить всех людей, которые хотят заниматься парусным спортом. Просто пригласить и сказать: ребят, дверь открыта для всех, есть общественная организация, есть почти законченная марина, есть инфраструктура: кран, причал, место для парковки машин — приходите!

Может быть, мечта Вадима Кожанова сбудется и Магнитогорск станет еще одним центром развития парусного спорта. В конце концов, в этом нет ничего невозможного: если это удалось екатеринбуржцу Юрию Крюченкову, который за 20 лет сумел вывести свою регату «Ява-Трофи» на уровень чемпионата России и этапа Кубка мира, почему это не может получиться у наших ребят? Во всяком случае, Верхнеуральское водохранилище по площади и ветровым условиям вполне позволяет организовать гонки на уровне мировых требований. Как знать, может, через несколько лет магнитогорская регата войдет в официальный календарь Федерации парусного спорта России, а флаги сотни-другой участников со всех концов света взовьются у берегов не Мармариса, а Магнитки.

Юлия Улиткина, 02.07.2014.

Просмотров: 3052 • Источник: Living Стиль успешных
Рейтинг: 3. (Оценить рейтинг могут зарегистрированные пользователи)

Вы можете принять участие в обсуждении этой статьи, (если зарегистрируетесь или авторизуетесь, то сможете получать уведомления о новых комментариях)
RSSНОВЫЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
» Что брать в велопоход?
Malpa, 11.05.2017. (Спорт)
» Каким спортом заняться весной в Челябинске
Светлана Кротова, 09.03.2017. (Спорт)
» Как одеваться на пробежку зимой
Tim Wilson, 12.01.2017. (Спорт)
RSSНОВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАЗДЕЛА
» Лето и зима! Подбор инвентаря для туризма и спорта.
Адвертайзинг КАРТА74, , 15.09.2017. (Спорт)
» Где взять деньги на отдых?
РА «Оптима», , 21.12.2016. (Природные богатства)
RSSСВЕЖИЕ ОТЧЁТЫ РАЗДЕЛА
» На великах вокруг Тургояка
Светланка (администратор портала), 28.03.2017. (Спорт)
» Покататься с ветерком на тюбингах в Лазурном
Светланка (администратор портала), 21.12.2016. (Спорт)
» Зима велосипедисту — не помеха!
Алексей, 22.11.2016. (Спорт)
RSSСВЕЖЕЕ В ФОРУМЕ РАЗДЕЛА
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
На Южном Урале широко распространён редкий вид спорта — спортивное ориентирование на лыжах. В Челябинской области регулярно проводятся региональные состязания, а южноуральские спортсмены занимают призовые места на всероссийских соревнованиях. К сожалению, природные условия многих стран не позволяют включить этот необычный спорт в программу международных чемпионатов и Олимпийских игр.
ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
Охотрыболовсоюз22.05.1910
На основе существовавшего в Челябинске с 1906 года «Общества правильной охоты» создано «Челябинское общество охотников и рыболовов». Его преемник, существующий и поныне — Общественная организация «Союз обществ охотников и рыболовов Челябинской области» («Охотрыболовсоюз»).
ПОЛЕЗНЫЙ ФАКТ О ПОРТАЛЕ
На странице каждого объекта имеется меню «ИНТЕРЕСНОЕ ПОБЛИЗОСТИ» — там можно увидеть все интересные места, которые находятся неподалёку.
ГОЛОСОВАНИЕ НА ПОРТАЛЕ
Как вам нравится дизайн этого портала?
 Очень нравится, всё замечательно!
 Неплохо так
 Не обратил внимания на дизайн
 Средненько…
 Плохо, не нравится