Вы здесь:   Главная » Отдых и здоровье » Статьи » Туристический потенциал Южного Урала: спрос растет с градусами

Туристический потенциал Южного Урала: спрос растет с градусами

Рекреационная отрасль в Челябинской области имеет приличный запас как для количественного, так и для качественного роста, уверяют эксперты. Правда, чтобы занять ту или иную нишу, игроки туристического рынка должны предлагать не просто койко-место и стандартный набор услуг. Даже от отдыха эконом-класса южноуральцы ожидают большего.
Туристический потенциал Южного Урала: спрос растет с градусами

Туристический бизнес неоднороден и включает в себя как выездной и въездной, так и внутренний туризм. Причем, именно на долю последнего приходится большая часть рынка, ведь по статистике за рубеж ездят отдыхать всего около 15 % южноуральцев. Остальные же в силу разных причин предпочитают отдых в пределах страны и даже области. Тем не менее, этот сегмент в регионе развит слабо, считают эксперты. Количество баз отдыха в Челябинской области, где насчитывается почти четыре тысячи озер, составляет примерно 150–200. Точными цифрами ни Центр развития туризма Челябинской области, ни отдел туризма регионального минкульта не располагают: одни из них работают только с коммерческими клиентами, не рекламируя свои услуги, другие находятся на реконструкции, третьи — не светятся в официальном поле.

— База отдыха — понятие широкое и подразумевает собой как комфортабельные коттеджи, так и фанерные домики с удобствами на улице, построенные еще в советские времена, — комментирует Елена Борменкова, директор Центра развития туризма Челябинской области. — Разумеется, находятся они в разном ценовом «весе», и аудитория у них совершенно разная.

Хотя зачастую четко разделить турбазы по ценовой категории бывает затруднительно: многие из них в целях повышения рентабельности пытаются охватить различные группы клиентов, и в результате на территории одной базы могут «уживаться» и современные апартаменты, и оставшиеся с советских времен хибарки или вагончики.

— Предложений много. Спрос, который существует, они в целом покрывают. Хотя, в пиковые дни, приходящиеся на выходные, мест все же недостаточно, — продолжает Елена Борменкова. — И новые игроки, приходящие на рынок, по крайней мере, летом не останутся без прибыли.

Как «закопать» деньги

В последнее десятилетие после довольно долгого периода «затишья» новые базы и гостевые дома наконец-то начали появляться. Но их рентабельность не слишком высока. За Кемпинг Небесное озероисключением летнего сезона.

— Туристический бизнес перспективный, но не прибыльный. Чтобы заработать условно один миллион, нужно вложить 20. Если бы я знал это, то никогда не связался бы с базами. Есть масса других вариантов закопать деньги. Куда проще заниматься, например, торговлей, — рассуждает Андрей Шевьев, член Ассоциации туроператоров Саткинского района, владелец круглогодичной базы отдыха «Небесное озеро». — Если найдутся те, кто хочет попробовать себя в этом деле, я бы посоветовал им как следует подумать: трудностей гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Недостаточно построить коттеджи, нужно еще создать инфраструктуру. Но для этого нужны куда большие инвестиции. Собственно, базы отдыха у нас и бизнесом не назовешь. Челябинская область не южный берег Крыма. Лето у нас длится всего один месяц. Потом нужно как то выживать.

Как именно, каждый решает сам. Кто то в межсезонье сдает территорию под коммерческие лагеря, кто то проводит корпоративы или распродает «отдых» за бесценок на всевозможных сайтах скидок, чтобы хоть как-то отбить затраты на содержание.

По мнению саткинского предпринимателя, главная проблема заключается даже не в сезонности доходов, а в том, что, кроме самих собственников баз, кемпингов и гостевых домов, в туризм инвестировать никто не хочет и не будет, и программа развития внутреннего туризма, о которой столько говорится в последнее время, — это всего лишь красивые лозунги, которые не реализуются.

— Чтобы отрасль действительно была перспективной и интересной для частных инвесторов, нужна поддержка на государственном уровне. В идеале государство могло бы взять на себя строительство дорог и проведение электросетей, — рассуждает Андрей Шевьев, построивший свой первый кемпинг около 12 лет назад. — Взять, к примеру, Алтай. Так же, как у нас, в этом регионе есть реки, горы и озера. Но там местные власти основательно взялись за туристический сектор, и на Алтай едут туристы со всего мира. Челябинская область ничуть не хуже, и уникальных мест у нас много — за все лето не объедешь, но внутренний туризм у нас находится на незавидном уровне. Нет грамотного подхода, чтобы сделать этот сегмент туристического рынка привлекательным.

«Сладкая» выручка

Не инфраструктура, государственная политика и сезонность, а отсутствие рабочих кадров, чтобы построить добротные гостевые дома и обустроить территорию — главная проблема в сфере оказания туристических услуг, считает Геннадий Костровцев, совладелец крестьянско-фермерского хозяйства «Куказарское», которое специализируется на агро- и экотуризме. Свое детище вместе с партнером Александром Сокольских, опытный пасечник начал отстраивать весной прошлого года, а уже в начале лета в гостевые домики заехали первые туристы.

— Заполонивший рынок китайский мед поставил под угрозу наш основной бизнес, и мы решили попробовать себя в таком направлении как эко- и агротуризм, — рассказывает бизнесмен. — Кто-то держит кроликов, кто-то — коз. Мы же решили сыграть на том, что знаем и умеем — на пчеловодстве.

Приехав в «Куказарское», все желающие могут не просто полакомиться медом и продуктами пчеловодства, но еще и почувствовать себя настоящими пасечниками: облачиться в костюм пчеловода, заглянуть в ульи или даже попробовать качать мед.

— У каждого продукта, в том числе и туристического, есть свой покупатель. Мы его нашли, — считает Геннадий Костровцев. — К нам приезжают те, кто устал от цивилизации и хочет уединенного отдыха на дикой природе.

По мнению куказарских фермеров, через несколько лет поток туристов, интересующихся агро- и экотуризмом, увеличится: южноуральцы уже наелись Турцией и Европой и стали интересоваться родным краем. Поэтому в дополнение к сельской «компоненте» совладельцы хозяйства разработали несколько экскурсионных маршрутов. Благо, интересных мест в округе много.

Река Ай — рай для туристаГлавное — «Мэ» и «Жо»

Рынок рекреационных услуг разного направления в Челябинской области может и должен расти, считают практики и теоретики туристической отрасли. Правда, для того чтобы «задержаться» на нем, новым базам отдыха нужно не просто предлагать койко-места, а «цеплять» туристов сервисом или некими «изюминками».

— Корпоративные программы, прокат лодок, спортивного инвентаря и рыболовных снастей, различные развлекательные программы, экскурсии — все это можно считать конкурентными преимуществами баз отдыха, и именно они могут привлечь дополнительных туристов, а значит, и дополнительные прибыли, — рассуждает Елена Борменкова, директор центра развития туризма Челябинской области. — Тем более что на турбазы летом приезжают не только те южноуральцы, которые в силу финансовых возможностей не могут выехать за границу, но и довольно обеспеченные люди, искушенные и требовательные в плане отдыха.

Еще одно нишевое направление внутреннего туризма, пока что недооцененное, но, по мнению экспертов, довольно перспективное, — это кемпинги, сочетающие в себе бюджетность и столь популярный сегодня активный отдых: сплавы, восхождения на горные вершины, велопрогулки. В Европе этот формат отдыха давно и прочно занял свое место под солнцем.

Главным врагом и одновременно союзником внутреннего туризма, независимо от того, идет ли речь о базах отдыха или о кемпингах, эксперты называют инфраструктуру, которая не просто оставляет желать лучшего, а зачастую отсутствует.

— Бич туристического бизнеса — отсутствие инфраструктуры. В том же Аркаиме, простите, нормальный, туалет сделали только недавно. А ведь элементарными удобствами должны располагать и базы эконом-класса в том числе. Туалетная бумага, мыло, горячая вода — этот «набор путешественника» должен быть везде. Мы же живем в XXI веке, а не в XIX, — считает Татьяна Третьякова, заведующая кафедрой туризма и социально-культурного сервиса ИСТиС ЮУрГУ, профессор, академик Международной академии дополнительного образования и Российской академии туризма. — Да, летом на всех базах отдыха аншлаги. Но это все от безвыходности — в жаркие выходные люди рады крыше над головой и даже минимальному набору удобств.

Кроме того, по мнению Татьяны Третьяковой, на любой базе отдыха должны быть оборудованы торговые точки, где можно было бы купить не только продукты питания и полуфабрикаты, но и вещи для отдыха или, например, сувениры. И если первые на некоторых турбазах все же можно приобрести, то сувенирная продукция, связанная именно с Южным Уралом, есть далеко не в каждом приличном санатории или доме отдыха, не говоря уже о турбазах.

— К сожалению, у нас отсутствует бизнес-культура, — сетует профессор. — Многие предприниматели возведут домики-скворечники и ждут от них быстрых прибылей, совершено не заботясь о том, чтобы обеспечить отдыхающих всем необходимым. Хотя исходить и ориентироваться в туристическом бизнесе нужно от людей и их потребностей.

Наталья Калентьева, 10.06.2014.

Просмотров: 4020 • Источник: Южноуральская панорама
Рейтинг: 2. (Оценить рейтинг могут зарегистрированные пользователи)

Вы можете принять участие в обсуждении этой статьи, (если зарегистрируетесь или авторизуетесь, то сможете получать уведомления о новых комментариях)
RSSНОВЫЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
» Весна 2017 пришла на Южный Урал
Светлана Кротова, 24.03.2017. (Отдых и здоровье)
» Где отдохнуть с детьми в Челябинской области
Светлана Кротова, 24.01.2017. (Отдых и здоровье)
» Как пережить морозы? Правила поведения на холоде
Татьяна Рессина, 15.11.2016. (Отдых и здоровье)
RSSНОВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАЗДЕЛА
» Изготовление металлоконструкций в Челябинске
Адвертайзинг КАРТА74, , 10.12.2017. (Отдых и здоровье)
» Отдых в отеле Romani
Адвертайзинг КАРТА74, , 10.12.2017. (Отдых и здоровье)
» Уникальные апартаменты в гостиничном комплексе Измайлово
Адвертайзинг КАРТА74, , 30.10.2017. (Отдых и здоровье)
RSSСВЕЖИЕ ОТЧЁТЫ РАЗДЕЛА
» Александрия
Belog65, 17.02.2017. (Отдых и здоровье)
» Поход за вдохновением
Катя Куликовских, 01.02.2016. (Отдых и здоровье)
» Сбывшаяся мечта — сплав по реке Ай
Алёна Лайер, 13.08.2015. (Отдых и здоровье)
RSSСВЕЖЕЕ В ФОРУМЕ РАЗДЕЛА
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
БоярышникБоярышник — лекарственное растение, незаменимое для сердца и нервов. В Челябинской области особенно богаты боярышником леса Кунашакского, Сосновского и Красноармейского районов.
ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
герб Снежинска23.05.1957
Основан «закрытый город» физиков-ядерщиков Касли-2. В разное время назывался Челябинск-50 и Челябинск-70. С 1993 года — Снежинск.
ПОЛЕЗНЫЙ ФАКТ О ПОРТАЛЕ
Если вы интересуетесь местами отдыха в конкретном населённом — обязательно посетите страницу этого населённого пункта на портале Карта74.рф. В меню «ИНТЕРЕСНОЕ ПОБЛИЗОСТИ» (слева от описания) вы найдёте все достопримечательности, расположенные рядом.
ГОЛОСОВАНИЕ НА ПОРТАЛЕ
Где, по вашему мнению, лучше всего расположить галерею «Метеорит»?
 В центре Челябинска
 На берегу озера Чебаркуль
 На въезде в Челябинск
 В одном из районов области, где это станет главной местной достопримечательностью